Страница 1 из 2

Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 14 апр 2017, 16:20
Бармалей
Не знаю как тему-то обозвать.
Ставлю тут рельсы. Озадачился вопросом. Вот я обозначил какие-то отклонения от геометрии на чертеже, отдавая станину в шлифовку. И чо-то мне там даже сделали. Ложементы, буртики. Получил я станину.
попробовал что-то там даже проверить. Ну с буртиком что ты проверишь, особо ничего не проверишь. Ложемент потер линейкой на краску, вроде ничего криминального. щупов в сотку у меня нет. Ладно, начинаю ставить значицца рельсы. Проверяю потом - ставлю на рельс каретку, на неё либо станочный уровенть, либо индикатор в линейку. А там бардак. И винт, и волна в обоих плоскостях. Ну допустим на 3 сотки. А надо 1. Вот вопрос - ведь там погрешность и ложемента, и рельса, и буртиков.
Имеет ли смысл задавать такие жесткие требования к станине при обработке, если один хрен мне сейчас брать шабер, молоток и подгонять это все дело в сотку? Имеет ли смысл проверять ложемент(да и как его нормально проверить-то, если с буртиками там просто не подлезешь)? Похоже надо ставить сразу рельс, и потом уже по результатам замеров править ложемент, не обращая внимания на исходные данные. И вы как поступаете? Проверяете все, на каждом этапе? Или только по финальной части?

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 14 апр 2017, 16:48
aftaev
Бармалей писал(а):Ложемент потер линейкой на краску,
Если краски на линейки много будет выглядеть как будто все ровно.
Бармалей писал(а):Проверяю потом - ставлю на рельс каретку, на неё либо станочный уровенть, либо индикатор в линейку. А там бардак. И винт, и волна в обоих плоскостях.
А линейка живая?
Бармалей писал(а):Имеет ли смысл задавать такие жесткие требования к станине при обработке, если один хрен мне сейчас брать шабер, молоток и подгонять это все дело в сотку?
А рельсы какого класса Н или Р ?
Бармалей писал(а):И вы как поступаете? Проверяете все, на каждом этапе? Или только по финальной части?
Мне фрезеровали буртики под рельсы, принес, померил а оно коромыслом. Ставить рельс смысла нет. Отнес на шлифовку, линейку прикладываю чуть лучше но все равно прогиб в центре. Брал шабер и шерк, шерк :)

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 14 апр 2017, 17:10
MX_Master
Если надо в сотку, то линейка с мерителем должны соответствовать. Про температуру металла надо не забыть. Ну и внутренние напряжения в металле могут сыграть концерт на нервах мастера (:

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 14 апр 2017, 17:18
Бармалей
А линейка живая?.
живая

А рельсы какого класса Н или Р ?
H. Роликовые.

Мне фрезеровали буртики под рельсы, принес, померил а оно коромыслом.
как можно буртик и ложемент(полосу шириной 20померять без установки рельса?
Брал шабер и шерк, шерк :)
вот и я про то. надо ли заморачиваться со столь строгими допусками или сразу делать станок под юстировку? и как тогда юстировать винтообразность ложемента...
MX_Master писал(а):линейка
линейка гранитная кл. 00. нормально с ней всё.

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 14 апр 2017, 19:00
ZL0
Бармалей писал(а):отдавая станину в шлифовку
Материал? Габаритные размеры? количество сьёма металла перед шлифовкой? Если перед шлифовкой сдирали фрезером много и дерзко, спокойно сталюгу 600мм вывернет на 2-3 сотки за неделю.
Бармалей писал(а):с буртиком что ты проверишь, особо ничего не проверишь
Кладёте линейку на ложементы направляйки, между линейкой и буртиком по концам кладёте КМД и катаете индикатором буртик.
Бармалей писал(а):потер линейкой на краску
краской мазать тоже искусство, на чипе поднималась тема, чем, как и сколько. Буртик тоже можно на краску, если позволяет.
Бармалей писал(а):на неё либо станочный уровенть, либо индикатор в линейку
станочный уровень на 0,02 опасен в неопытных руках. Мерял таким 1И611, стоящий на бетонной стяжке 200мм в подвале, гуляет на деление если я просто хожу вокруг станка. Стабильность температуры тоже важна.
Бармалей писал(а):Имеет ли смысл задавать такие жесткие требования
Имеет, иначе дашь по чертежу 5 соток, сделают в десятку, а её доводить сложнее 2 соток.

Не торопитесь, почитайте темы за метрологию и шабровку на чипе, подготовьте условия, инструмент, и тогда приступайте к проверкам.

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 14 апр 2017, 21:45
Бармалей
ZL0 писал(а):
Бармалей писал(а):отдавая станину в шлифовку
Материал? Габаритные размеры? количество сьёма металла перед шлифовкой?
ну это частности. сейчас мы за принцип говорим.
Кладёте линейку на ложементы направляйки, между линейкой и буртиком по концам кладёте КМД и катаете индикатором буртик.
это как?

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 14 апр 2017, 22:07
ZL0
Бармалей писал(а):мы за принцип говорим
Принципы у Пекелиса описаны отлично. Правда первые разы я засыпал на первых станицах, потом привык :hehehe:
Бармалей писал(а):это как?
при помощи КМД надо задать зазор между буртиком и эталонной поверхностью линейки. В идеально-сферических условиях бурт и линейка должны встать строго параллельно. А зазор нужен, чтобы прошёл шуп индикатора. Можно обойтись и без КМД, просто выставить линейку на одинаковом расстоянии по краям бурта и точно также прокатать.

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 14 апр 2017, 22:31
Бармалей
ZL0 писал(а): В идеально-сферических условиях бурт и линейка должны встать строго параллельно. А зазор нужен, чтобы прошёл шуп индикатора.
1) как линейку положить и зафиксировать? ложементы шириной от силы 25 мм, куда там её класть, чтобы еще и КМД влезла?
2) предположим, я как-то её положил. Ну каким щупом индикатора можно прокатать буртик высотой 2-3 мм? У рычажного шарик такого диаметра.
3) каким образом надо зафиксировать линейку так, чтобы можно было катать индикатор по буртику??? Хотелось бы глянуть пример. Мне ничего в голову не приходит.
Плюс ну катал я индикатор по линейке с прижимом руками. Может я особо криворукий, но у меня от легкого изменения усилия показания скачут мама не горюй.
4) то, что покажет индикатор в таком разрезе - не показатель. Буртик есть плоскость, а мы проверили только одну из линий на ней. Где гарантия, что 0.5 мм вверх или вниз картина не изменится. Катить надо по буртику ну хотя бы кусок рельса, на него ставить индикатор. С упором щупа в линейку. Опять упираемся в плавность и ровность перемещения рельса вдоль буртика(я пробовал рукой - это нереально), и в тот факт, что прижим от руки вовсе не то, что прижим планкой, которая может легко промять некоторые неровности....

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 15 апр 2017, 10:09
ZL0
Пекелис Г.Д., Гельберг Б.Т. Технология ремонта металлорежущих станков. Ленинград, "Машиностроение"
Качаем, читаем, думаем, снова перечитываем, снова думаем, приходим к технологии измерений.
Все эти "допустим", "предположим" - вилами по воде. Покажете модель станины, доступную измериловку - будем говорить предметно.

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 15 апр 2017, 14:24
Бармалей
Ну-ну. За этим дело-то не станет.

Доступная измериловка.

Линейка ШМТК 630х50х80 кл.00
Индикатор часовой митутойо, разрешение 1 мкм, ход 7 мм
Индикатор часовой рычажный, разрешение 2 мкм, ход 2 мм
уголок УШТК 630х400х80, кл. 00
Уровень станочный регулируемый 0.02 мм на 1 м

Есть еще автоколлиматор и renishaw ballbar q10, но их пока трогать не будем

Станина выглядит вот так:
Clipboard01.jpg (3310 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=108953&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (12.62 КБ)</a>
И?

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 15 апр 2017, 23:24
Бармалей
Напоминаю вопрос. Имея такой исходный набор,если надо прямолинейность и параллельность хода в сотку, ну и плюс винтоообразность рельсов тоже устранить по максимумуму - кто как поступит?

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 16 апр 2017, 07:00
MX_Master
Вот поэтому я все новые конструкции рисую с отдельными посадочными под рельсы. Чтобы никуда на заводы не бегать за неизвестным качеством шлифовки.

Тут в домашних остаётся только шабер с фломастером.

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 16 апр 2017, 08:41
ZL0
Бармалей писал(а):Ну-ну
Бармалей писал(а):И?
Полехше с надменностью и поучительным тоном. С таким настроением "слона не продать."

Для обозначенных задач не хватает т.н. самолётика и микрометра с диапазоном чуть шире бутиков.
Сегодня некогда, а вот завтра вместе почитаем.

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 16 апр 2017, 09:35
Бармалей
есть микрометр и на 0-25, и на 25-50 мм.

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 16 апр 2017, 09:36
Бармалей
MX_Master писал(а):Вот поэтому я все новые конструкции рисую с отдельными посадочными под рельсы.
что значит "отдельными посадочными"?

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 16 апр 2017, 10:35
MX_Master
Бармалей писал(а):
MX_Master писал(а):Вот поэтому я все новые конструкции рисую с отдельными посадочными под рельсы.
что значит "отдельными посадочными"?
Это значит, что то место, куда крепится рельс, является отдельным элементом, который крепится к общей конструкции с последующей юстировкой. Буртик тоже может быть отдельным. Лично мне такой конструктор больше нравится, и для домашних условий подходит лучше.

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 16 апр 2017, 15:31
Бармалей
MX_Master писал(а): Это значит, что то место, куда крепится рельс, является отдельным элементом, который крепится к общей конструкции с последующей юстировкой
а где бы глянуть пример?

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 16 апр 2017, 17:11
MX_Master
Бармалей писал(а):
MX_Master писал(а): Это значит, что то место, куда крепится рельс, является отдельным элементом, который крепится к общей конструкции с последующей юстировкой
а где бы глянуть пример?
http://a360.co/2ogcvbF
2017-04-16_200050.png (3199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=109058&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (129.11 КБ)</a>
2017-04-16_200128.png (3199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=109059&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (37.64 КБ)</a>
2017-04-16_200319.png (3199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=109060&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (128.53 КБ)</a>
2017-04-16_200337.png (3199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=109061&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (166.06 КБ)</a>
2017-04-16_200515.png (3199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=109062&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (146.24 КБ)</a>
2017-04-16_200554.png (3199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=109063&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (90.75 КБ)</a>

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 16 апр 2017, 17:21
shalek
Сплошной головняк. Как в изготовлении так и в выставлении рельс.

Re: Прямолинейность, параллельность.

Добавлено: 16 апр 2017, 17:22
Бармалей
Блрю. Но тут не видно возможности юстировать. Максимум ложемент и поверхность буртика тереть о линейку удобней. Или я что-то пропустил?