Прошу помощи в выставлении рельса
-
eastwind
- Опытный
- Сообщения: 124
- Зарегистрирован: 08 май 2016, 23:37
- Репутация: 22
- Контактная информация:
Прошу помощи в выставлении рельса
Всем привет! Прошу помощи
Строю станок по чертежам Графа, настал черед ставить рельс. Затык случился на стадии измерений.
Я располагаю двумя линейками - ШП630кл1 - новая, и поношеная ШД1000кл1 (позже на заводе поверена была как кл2, позже продана)
Стоит задача ровно прикрутить рельс исключив вертикальные прогибы. Затянул винты, измеряю для выяснения под какие болты подложить какие прокладки.
Измерения проводились так
1) Две КМД на концах рельсов, линейка на них. ШД ложится ровно рисками (это единственные места для опор линеек, когда они под своим весом наименее прогибаются), ШП краями. Индикатор катается снизу и сверху, закреплен на каретке. Обкатывались обе рабочих поверхности линеек.
2) Две КМД на корпусе станка рядом с рельсой, обе линейки ложатся на КМД рисками, измерение только с одной стороны - сверху. Обкатывались обе рабочих поверхности линеек.
Получился полнейший бардак, разброс показаний.
Проше помощи - какой методике измерений можно верить больше остальных, какие измерения отбросить как несостоятельные. Чему верить совсем нельзя.
Повторяемость измерений, к слову, довольно точная.
Во вложении пояснения методик измерений и файл с данными, все в сотках. от 0 до 9 это номера винтов на рельсах, измерения проводились над каждым винтом.
Что я делаю не так?
Строю станок по чертежам Графа, настал черед ставить рельс. Затык случился на стадии измерений.
Я располагаю двумя линейками - ШП630кл1 - новая, и поношеная ШД1000кл1 (позже на заводе поверена была как кл2, позже продана)
Стоит задача ровно прикрутить рельс исключив вертикальные прогибы. Затянул винты, измеряю для выяснения под какие болты подложить какие прокладки.
Измерения проводились так
1) Две КМД на концах рельсов, линейка на них. ШД ложится ровно рисками (это единственные места для опор линеек, когда они под своим весом наименее прогибаются), ШП краями. Индикатор катается снизу и сверху, закреплен на каретке. Обкатывались обе рабочих поверхности линеек.
2) Две КМД на корпусе станка рядом с рельсой, обе линейки ложатся на КМД рисками, измерение только с одной стороны - сверху. Обкатывались обе рабочих поверхности линеек.
Получился полнейший бардак, разброс показаний.
Проше помощи - какой методике измерений можно верить больше остальных, какие измерения отбросить как несостоятельные. Чему верить совсем нельзя.
Повторяемость измерений, к слову, довольно точная.
Во вложении пояснения методик измерений и файл с данными, все в сотках. от 0 до 9 это номера винтов на рельсах, измерения проводились над каждым винтом.
Что я делаю не так?
-
nevkon
- Почётный участник

- Сообщения: 2471
- Зарегистрирован: 17 июл 2015, 10:25
- Репутация: 310
- Настоящее имя: Константин
- Откуда: Балаково (Саратовская обл.)
- Контактная информация:
Re: Прошу помощи в выставлении рельса
Приведеные к "0" по краям показания не вовпадают или как? Что вы хотите измерить - прямолинейность установленного рельса или угол между рельсом и станиной?eastwind писал(а):Получился полнейший бардак, разброс показаний.
Если хотите первое, то берете показания по последней картинке (измерение 1). Если хотите сравнить разницу с первой картинкой, то края сводите в нулевую разницу с 1 измерением, делаете пересчет высот, после уже можно сравнивать и смотреть бардак или погрешность измерений. Для корректности измерений линейка должна стоять строго параллельно рельсу (можно одной из КМД пройтись по краям для выставления).
-
alex1816
- Мастер
- Сообщения: 224
- Зарегистрирован: 03 фев 2017, 01:06
- Репутация: 35
- Настоящее имя: Александр
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: Прошу помощи в выставлении рельса
Там на заднем плане аж три уровня просматриваются. В магазин идти не нужно☺
Гравитацию не обманеш. Составить такую же карту(например на двух каретках) и заодно линейку уровнем на кмд-ках проверить (может край завален - показания в табличке скраю в некоторых случаях в 9-й точке играют).
Гравитацию не обманеш. Составить такую же карту(например на двух каретках) и заодно линейку уровнем на кмд-ках проверить (может край завален - показания в табличке скраю в некоторых случаях в 9-й точке играют).
- Argon-11
- Мастер
- Сообщения: 2068
- Зарегистрирован: 07 июн 2017, 17:48
- Репутация: 461
- Контактная информация:
Re: Прошу помощи в выставлении рельса
Я бы поставил линейку с КМД не на рельсу, а рядом, а магнитное основание - вертикально на каретку, так устойчивее. Конечно, пришлось бы щупы дополнительно подложить где-то для максимального выравнивания линейки и рельсы.
И это... индикатор - это индикатор, а не измеритель. Его точность зависит от угла поворота щупа.
И это... индикатор - это индикатор, а не измеритель. Его точность зависит от угла поворота щупа.
- Udjin
- Мастер
- Сообщения: 2121
- Зарегистрирован: 21 авг 2014, 05:55
- Репутация: 1248
- Настоящее имя: Евгений
- Откуда: Приморский край, город Находка.
- Контактная информация:
Re: Прошу помощи в выставлении рельса
Каретки люфтят, в поперечном направлении. "Качаются".
"Бардак" связан с люфтом кареток, который на плечах замеров выливается уже в сотки.
Для устранения люфта можно нагрузить каретки противовесом, дабы более-менее нивелировать разброс из-за люфтов.
Или же каретки с преднатягом задействовать.
"Бардак" связан с люфтом кареток, который на плечах замеров выливается уже в сотки.
Для устранения люфта можно нагрузить каретки противовесом, дабы более-менее нивелировать разброс из-за люфтов.
Или же каретки с преднатягом задействовать.
-
eastwind
- Опытный
- Сообщения: 124
- Зарегистрирован: 08 май 2016, 23:37
- Репутация: 22
- Контактная информация:
Re: Прошу помощи в выставлении рельса
Ну вот, три разных мнения, как и у меня

Спасибо! Тогда стойку ставить только вертикально надо, получаетсяUdjin писал(а): Каретки люфтят, в поперечном направлении. "Качаются".
"Бардак" связан с люфтом кареток, который на плечах замеров выливается уже в сотки.
- Udjin
- Мастер
- Сообщения: 2121
- Зарегистрирован: 21 авг 2014, 05:55
- Репутация: 1248
- Настоящее имя: Евгений
- Откуда: Приморский край, город Находка.
- Контактная информация:
Re: Прошу помощи в выставлении рельса
Я бы загрузил каретки противовесом.
Даже незатянутый ласточкин хвост индикаторной стойки выдаёт почти пару соток, по моим наблюдениям. При минимальных усилиях.
Хотя кажется что всё жёстко стоит. Т.е. всё нужно иметь нагруженное или натянутое, дабы участки способные породить люфты, нагрузились.
Даже незатянутый ласточкин хвост индикаторной стойки выдаёт почти пару соток, по моим наблюдениям. При минимальных усилиях.
Хотя кажется что всё жёстко стоит. Т.е. всё нужно иметь нагруженное или натянутое, дабы участки способные породить люфты, нагрузились.
-
eastwind
- Опытный
- Сообщения: 124
- Зарегистрирован: 08 май 2016, 23:37
- Репутация: 22
- Контактная информация:
Re: Прошу помощи в выставлении рельса
Сказано-сделано, магнитный противовес нашелся
Таким показаниям, на ваш вкус, можно верить? Учитывая, что линейке я доверяю, индикатору тоже, но линейка стоит по краям, а не как положено. Может давать ощутимое пузо или можно пренебречь?
Таким показаниям, на ваш вкус, можно верить? Учитывая, что линейке я доверяю, индикатору тоже, но линейка стоит по краям, а не как положено. Может давать ощутимое пузо или можно пренебречь?
- Dimka
- Мастер
- Сообщения: 1400
- Зарегистрирован: 14 июл 2016, 23:40
- Репутация: 347
- Настоящее имя: Дима
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Re: Прошу помощи в выставлении рельса
По-моему, верхняя сторона рельса ни разу не базовая, так что смысла ставить на неё линейку и КМД нету...
- N1X
- Мастер
- Сообщения: 3653
- Зарегистрирован: 16 фев 2015, 21:19
- Репутация: 1646
- Настоящее имя: Владимир
- Откуда: Беларусь, Гомель
- Контактная информация:
Re: Прошу помощи в выставлении рельса
Ну можно в тех местах, где стоят кмд предварительно замерить высоту рельса... Вполне может и сгодиться за базу
Ну а вообще если и не базовая, то пузо выявить точно поможет...
- Udjin
- Мастер
- Сообщения: 2121
- Зарегистрирован: 21 авг 2014, 05:55
- Репутация: 1248
- Настоящее имя: Евгений
- Откуда: Приморский край, город Находка.
- Контактная информация:
Re: Прошу помощи в выставлении рельса
Пузо покажет, это обычная геометрия.
Банан чтобы отловить - уже базироваться в двух плоскостях придётся.
Но о банане речи нет. Так что гоже.
Банан чтобы отловить - уже базироваться в двух плоскостях придётся.
Но о банане речи нет. Так что гоже.
-
eastwind
- Опытный
- Сообщения: 124
- Зарегистрирован: 08 май 2016, 23:37
- Репутация: 22
- Контактная информация:
Re: Прошу помощи в выставлении рельса
О банане речи нет - он в нулях
Спасибо, коллеги, вроде пошло дело. Запаниковал сперва от разброса цифр. Помог действительно противовес и замена индикаторной головки на классом повыше и непотасканую. Сейчас все в норме, выставился.
По поводу базовой поверхности согласен, это нигде не нормировано, что она базовая, а рельс одинаковой толщины с попаданием в сотку. Впрочем, если кмд поставить по краям на каретки - показания практически идентичны. В любом случае, это плохо даже потому что не идет измерение всего рельса - кмд или каретки мешают, но пока что на станке эта поверхность самая базовая из всех. Но плоскость рельс уровнем все равно выставлять или по кареткам, или по рельсам.
Спасибо, коллеги, вроде пошло дело. Запаниковал сперва от разброса цифр. Помог действительно противовес и замена индикаторной головки на классом повыше и непотасканую. Сейчас все в норме, выставился.
По поводу базовой поверхности согласен, это нигде не нормировано, что она базовая, а рельс одинаковой толщины с попаданием в сотку. Впрочем, если кмд поставить по краям на каретки - показания практически идентичны. В любом случае, это плохо даже потому что не идет измерение всего рельса - кмд или каретки мешают, но пока что на станке эта поверхность самая базовая из всех. Но плоскость рельс уровнем все равно выставлять или по кареткам, или по рельсам.