Разборка сервомотора

Шаговые и серво двигатели, шпиндели, инверторы.
Аватара пользователя
mhael
Мастер
Сообщения: 2443
Зарегистрирован: 09 мар 2013, 11:22
Репутация: 769
Настоящее имя: Ильдар
Контактная информация:

Разборка сервомотора

Сообщение mhael »

Если Вам кажется, что у меня опустились руки — вы ошибаетесь. Я наклонился за монтировкой! (чей-то ©)

Достался мне тут давеча моторШик один, сервой кличут :stepper: .
Мануфактуры известной, заморской, с тремя сходящимися ромбами на клейме.
И значилось в грамоте к тому мотору - "Вал туго крутится".
А на деле оказалось - "да он почти заклинил".
Да в довесок к тому во время вскрытия обнаружились два болта (из четырех) со шлицами сорванными, да под отвертку "крест".
И попытки на эпоксидный клей присобачить к ним да по отверточке результатом не порадовали. И пригорюнился Ваш покорный слуга, да и "наклонился за монтировкой". Ведь не ищут на Руси путей легких, не извилистых.
Пришел я вчера с работы после 21-00, да уставший. И затребовала душа отдыха, да с заковырками. А руки сами так и потянулись за всякими инструментиками, до которых доставали.
DSC_4224.jpg (6199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=72313&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (2.47 МБ)</a>
Только потом голова вспомнила про необходимость "запечатлеть хоть что-то для истории".
Первое, до чего дотянулись руки - дрель. И высверлили руки шляпки у этих болтов сорванных. Одни баранки от шляпок и остались.После чего сделал пару легких ударчиков киянкой по "ушкам" крепления мотора и снял переднюю крышку вместе с вкрученными в неё остатками болтов.
DSC_4225.jpg (6199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=72314&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (2.49 МБ)</a>
А под крышкой на валу обнаружился накрывшийся сами знаете чем подшипник, весь в пушистой ржавчине и мелкой металлической пыли.
DSC_4232.jpg (6199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=72320&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (2.5 МБ)</a>
Да и под ним не намного лучше
DSC_4233.jpg (6199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=72321&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (2.07 МБ)</a>
Задняя крышка сидит плотнее и снимается с помощью болтов, которыми крепится крышка энкодера. Поочередно их вкручиваем на свои места и стягиваем крышку.
DSC_4228.jpg (6199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=72316&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (2.19 МБ)</a>
У меня стянулась вместе с задним подшипником, который я в итоге так и не смог снять - до нужного инстрУмента руки не дотянулись. Картина та же - мох из ржавчины и металлической пыли.
DSC_4227.jpg (6199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=72315&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (2.04 МБ)</a>
DSC_4229.jpg (6199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=72317&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (1.91 МБ)</a>
DSC_4230.jpg (6199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=72318&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (2.18 МБ)</a>
DSC_4231.jpg (6199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=72319&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (1.74 МБ)</a>
Ротор с магнитами был ровным, достаточно толстым слоем весь облеплен ржавой пылью, которая охотно к нему магнитилась и никак не хотела от него отставать.
DSC_4234.jpg (6199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=72322&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (2.1 МБ)</a>
DSC_4235.jpg (6199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=72323&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (2.34 МБ)</a>
DSC_4236.jpg (6199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=72324&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (2.37 МБ)</a>
Но пол пачки кухонных салфеток, тряпочка и проточная вода с мылом сделали свое дело (ну и пол часа потраченного времени)
DSC_4238.jpg (6199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=72326&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (2.18 МБ)</a>
DSC_4239.jpg (6199 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=72327&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (2.2 МБ)</a>
Подшипники были оттерты, смочены ВДхой, опять оттерты, опять смочены и возвращены на свои законные места, дабы не хранить мотор в разобранном виде. Надо будет их заменить. Все было собрано обратно, установлен на место энкодер. Сразу оговорюсь - центрирование ротора относительно оси вращения делалось "на глаз", по ощущениям. Крышки мотора поджал болтами и легкими радиальными постукиваниями по крышкам добивался приемлемого вращения без перекосов и "залипов". Затем затянул болты. Ну нет у меня нужного оборудования, которое на всяких видеороликах по профессиональному восстановлению моторов фигурирует :) На все про все ушло 3 часа.
Осталось проверить мотор с драйвером, все ли в нем в порядке по части электроники. Процесс сборки уже не фотографировал - опять руки заняли все "процессорное" время и мозг не переключился на задачу "сделать фото". От руки мотор вращается достаточно легко, но все-же подшипники однозначно под замену. А пока - в дальний угол :) Надо еще два недостающих длинных болта найти :beer_blow:
AVK74
Почётный участник
Почётный участник
Сообщения: 1854
Зарегистрирован: 02 июл 2013, 09:03
Репутация: 335
Откуда: Уфа
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение AVK74 »

От души!
Приятно читать.
nik1
Мастер
Сообщения: 8408
Зарегистрирован: 02 окт 2012, 07:37
Репутация: 3628
Откуда: Красногорск
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение nik1 »

Досталось бедняге
karimov3005
Новичок
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 03 мар 2015, 16:28
Репутация: 0
Настоящее имя: Николай
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение karimov3005 »

Привет! А название энкодера который был можешь скинуть?
Аватара пользователя
mhael
Мастер
Сообщения: 2443
Зарегистрирован: 09 мар 2013, 11:22
Репутация: 769
Настоящее имя: Ильдар
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение mhael »

мотор сейчас собран... Разбирать снова не хотелось бы. А фото энкодера не делал.
karimov3005
Новичок
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 03 мар 2015, 16:28
Репутация: 0
Настоящее имя: Николай
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение karimov3005 »

Мотор Mitsubishi походу?
trafbite
Мастер
Сообщения: 931
Зарегистрирован: 14 июл 2015, 14:49
Репутация: 28
Настоящее имя: Дмитрий
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение trafbite »

А что за отвертка такая Г-образная?
Duhas
Мастер
Сообщения: 1949
Зарегистрирован: 10 окт 2015, 23:25
Репутация: 284
Настоящее имя: Андрей
Откуда: Красноярск
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение Duhas »

советский набор, с трещоткой, под сменные насадки
Аватара пользователя
mhael
Мастер
Сообщения: 2443
Зарегистрирован: 09 мар 2013, 11:22
Репутация: 769
Настоящее имя: Ильдар
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение mhael »

karimov3005 писал(а):Мотор Mitsubishi походу?
он самый.
trafbite писал(а):А что за отвертка такая Г-образная?
Duhas писал(а):советский набор, с трещоткой, под сменные насадки
в СССР выпускали серию из нескольких наборов с рукоятками и сменными насадками к ним - отвёртками, стамесками, шилами, буравчиками, пробойниками, торцевыми ключами и т.п. Назывались "Спектр", "Орбита" и т.д... У меня только с отвертками и стамесками - в быту подкрутить чего или петлю дверную навесить вполне хватает.
Сейчас есть китайские аналоги - фигня... А эти - бессмертные. Экземпляр на фото - мой ровесник.
Всегда хотел еще с головками и молотком - так за мои пока небольшие 30 с хвостиком так и не попалось.
Вложения
Toys_01.jpg (5659 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=102505&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (152.08 КБ)</a>
Аватара пользователя
merkwurdigliebe
Мастер
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 17 дек 2013, 22:14
Репутация: 580
Откуда: București
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение merkwurdigliebe »

заработал мотор-то? :)

я таких несколько штук уже оживил. почему-то, обычно, в таком виде те, которые с редукторами работали - HC-MFSxxG1.
сейчас еще лежат два HC-MFS43B-S13. один - с мертвым тормозом и ошибкой энкодера, у второго вообще стекляшка энкодера от ступицы отклеилась. S13 - это интегророванный сальник и шестеренка на валу, от редуктора. они, несмотря на сальник, смазки насосались - экодер весь в налете. попробую спасти...
Аватара пользователя
aegis
Мастер
Сообщения: 3171
Зарегистрирован: 22 мар 2012, 06:59
Репутация: 1810
Настоящее имя: Михайло
Откуда: Україна, Конотоп=>Запоріжжя=>Харьків

Re: Разборка сервомотора

Сообщение aegis »

mhael писал(а):Ротор с магнитами был ровным, достаточно толстым слоем весь облеплен ржавой пылью, которая охотно к нему магнитилась и никак не хотела от него отставать.
клей ПВА спас бы доброго молодца от долгих мучений. нанести, дать подсохнуть, содрать пленку
нікому нічого не нав'язую.
aftaev
Зачётный участник
Зачётный участник
Сообщения: 34042
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 19:22
Репутация: 6191
Откуда: Казахстан.
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение aftaev »

Или жвачкой или мягким пластилином очистить магниты. Кстати у Renishaw есть специальная белая гадость, типо жвачки для очистки магнитиков BallBar :)
Дилетанту сложные вещи кажутся очень простыми, и только профессионал понимает насколько сложна самая простая вещь
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
nik1
Мастер
Сообщения: 8408
Зарегистрирован: 02 окт 2012, 07:37
Репутация: 3628
Откуда: Красногорск
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение nik1 »

Жевачкой хорошо получается, применяю когда очищаю магниты от опилок, дешево и сердито :)
Аватара пользователя
merkwurdigliebe
Мастер
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 17 дек 2013, 22:14
Репутация: 580
Откуда: București
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение merkwurdigliebe »

только потом облупившиеся магниты надо бы чем-то покрасить. изначально на роторе было какое-то полимерное покрытие, которое об эту рыжую пыль стерлось. а на воздуже они разрушаются, вроде как. поэтому их никелеруют обычно...
Аватара пользователя
mhael
Мастер
Сообщения: 2443
Зарегистрирован: 09 мар 2013, 11:22
Репутация: 769
Настоящее имя: Ильдар
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение mhael »

merkwurdigliebe писал(а):заработал мотор-то?
вхолостую все норм... шпильки не нашел. пока на двух по диагонали для проверки закрепил, проверил и отложил до тех пор, пока шпильки не найду или не решусь заказать токарю.
aegis писал(а): клей ПВА спас бы доброго молодца от долгих мучений. нанести, дать подсохнуть, содрать пленку
Вот же блин... Мысля опосля... И ведь ПВА под рукой литровая банка, а не догадался... Спасибо за науку.
aftaev писал(а):Или жвачкой или мягким пластилином очистить магниты.
Тоже вариант, но их как-раз в доме нет - жвачку никому не разрешаю, а пластилин весь собрал и выкинул - запарился кусочки по всей квартире отдирать. Двухлетняя дочь - это тот еще "тасманский дьявол" :)
merkwurdigliebe писал(а):только потом облупившиеся магниты надо бы чем-то покрасить. изначально на роторе было какое-то полимерное покрытие, которое об эту рыжую пыль стерлось. а на воздуже они разрушаются, вроде как. поэтому их никелеруют обычно..
Чем порекомендуете?
Аватара пользователя
merkwurdigliebe
Мастер
Сообщения: 608
Зарегистрирован: 17 дек 2013, 22:14
Репутация: 580
Откуда: București
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение merkwurdigliebe »

а не знаю. НЕ рекомедую ЭДП :) пробовал, она его не смачивает и собирается в морщины. может какую эмаль полиуретановую попробовать, которой полы бетонные красят...

а вот ротор и тормоз от HC-MFS43B
MFS43B-rotor.jpg (5543 просмотра) <a class='original' href='./download/file.php?id=102636&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (530.18 КБ)</a>
MFS43B-brake.jpg (5543 просмотра) <a class='original' href='./download/file.php?id=102635&sid=ebea03ff3cf22d63b8c73eb8231f3917&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (636.07 КБ)</a>
karimov3005
Новичок
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 03 мар 2015, 16:28
Репутация: 0
Настоящее имя: Николай
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение karimov3005 »

aftaev писал(а):Или жвачкой или мягким пластилином очистить магниты.
Сначала так тоже пробовал, из уголков тяжело доставать приклеившийся хлам. Сейчас только пользуюсь компрессором, сдувает все в два счета.
merkwurdigliebe писал(а): еще лежат два HC-MFS43B-S13. один - с мертвым тормозом и ошибкой энкодера
У тормоза феродо стерлось? или погорел? С энкодером могу помочь если есть желание.
merkwurdigliebe писал(а):только потом облупившиеся магниты надо бы чем-то покрасить. изначально на роторе было какое-то полимерное покрытие, которое об эту рыжую пыль стерлось. а на воздуже они разрушаются, вроде как
Насчет разрушения без покрытия, такого не слышал. На многих роторах магниты просто приклеены, без всякого покрытия. Вот если ротор просто лежит, без статора или где магнитные контуры не замкнуты(можно просто в трубу его засунуть), то сила магнитов теряется. Следствия система ошибки начинает выдавать, теряется момент. Даже надписи от производителя видел, что ротор без статора не хранить.
Аватара пользователя
Hanter
Мастер
Сообщения: 5414
Зарегистрирован: 27 янв 2012, 14:52
Репутация: 4338
Настоящее имя: Алексей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение Hanter »

ну вот фиг знает - те же "фреймлесс" от колморгена идут отдельно ротор отдельно статор. упакованы в пенопластовую или пластиковую коробку.. http://www.ebay.com/itm/Kollmorgen-Inla ... Sw4shX8ZsG
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" Приходит единственный вопрос: "Нахрена?"
==========================================
фрезерная и токарная обработка на станках с чпу.
Резка, гибка, сварка и порошковая окраса.
karimov3005
Новичок
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 03 мар 2015, 16:28
Репутация: 0
Настоящее имя: Николай
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение karimov3005 »

Hanter писал(а):ну вот фиг знает - те же "фреймлесс" от колморгена идут отдельно ротор отдельно статор. упакованы в пенопластовую или пластиковую коробку.. http://www.ebay.com/itm/Kollmorgen-Inla ... Sw4shX8ZsG
Удивительно конечно. Заводскую надпись видел своими глазами на маленьком моторе высоко оборотистом, и на большом в 30Квт. Может от магнитов зависит, надо будет разобраться.
Аватара пользователя
Hanter
Мастер
Сообщения: 5414
Зарегистрирован: 27 янв 2012, 14:52
Репутация: 4338
Настоящее имя: Алексей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Разборка сервомотора

Сообщение Hanter »

Николай, спорить не буду.. че сам видел и знаю - показал. у меня три таких мотора, все пришли в пластике. Возможно на каких то моторах оно действительно критично. не готов аргументированно возражать. Точно знаю что шаговики нельзя так разбирать.
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" Приходит единственный вопрос: "Нахрена?"
==========================================
фрезерная и токарная обработка на станках с чпу.
Резка, гибка, сварка и порошковая окраса.
Ответить

Вернуться в «Двигатели и шпиндели»