SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Контроллеры, драйверы, датчики, управляющие устройства.
Володя98rus
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 15 сен 2017, 13:43
Репутация: 0
Настоящее имя: Владимир
Откуда: Питер
Контактная информация:

SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение Володя98rus »

Всем, день добрый!
Предистория:
10 лет назад приобрели у российского изготовителя автоматическую линию.
В состав данной линии, кроме железа российского производства, входило два узла производства Dimeko (Франция).
В настоящее время - российский изготовитель "приказал долго жить", французы закрыли свое представительство в России и общаться с нами не хотят.
История:
Несколько месяцев назад произошла аварийная остановка линии, по причине выгорания силовой части в блоке управления одного из узлов (запахло паленым и пошел дымок). Узел представляет из себя сервопривод (панель управления Сименс, блок управления (частотник) Bosch, энкодер Heidenhain, двигатель Bosch).
Вызвали со стороны спецов. Те осмотрели блок управления и взялись за восстановление силовой части (по их данным ПО и настройки частотника не пострадали). Блок отремонтировали, поставили, самодиагностика линии проходит нормально, линия пишет, что готова к работе, подаем команду с пульта управления на двигатель, а он не работает... издает какие то странные звуки и не работает. Отсоединили двигатель от редуктора и попробывали запустить без него. После пуска двигатель делает четверть-пол оборота и встает, те же самые звуки присутствуют.
Спецы стали грешить на энкодер и взяли его на диагностику - итог диагностики: энкодер не рабочий и требуется замена (я не уверен в профессиональности проведения диагностики) , я в свою очередь отправил двигатель на диагностику - двигатель в порядке.
Решил подстраховаться и отправил энкодер на диагностику еще в одну компанию - получил от них ответ "визуальных повреждений не выявлено, но восстановить работоспособность оборудования на компонентном уровне не представляется возможным"))) Смех и грех... по телефону мне сказали, что не исключают вероятности, что энкодер рабочий.
Дальше: проконультировался с оф.представителем Bosch в Питере. По сухому остатку.
1. данный энкодер не является серийным, а был заказан компанией Bosch (по этому в наличие мы его не найдем, ведутся поиски б/у)
2. да же если мы найдем точно такой же, то необходимо будет произвести коммутацию (но произвести ее не возможно, т.к. нет софта для подключения), немцы его в наличии не имеют (по давности лет) и вроде бы могут его написать (но приблизительные сроки 6 месяцев)
3. за диагностику данного энкодера больше из компаний ни кто не берется, как в про чем и за настройку совместного функционирования (при условии, что энкодер жив)
Что делать, не знаю... какой то тупик.

p.s. извините, я не спец по этой части, по этому в тексте может присутствовать каламбур, да и эпопея с ремонтом уже длится 2 месяца.
Вложения
Энкодер.jpg (4996 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=120315&sid=f5eae19581ef332d5a0a8a2e92da739f&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (3.13 МБ)</a>
привод.jpg (4996 просмотров) <a class='original' href='./download/file.php?id=120316&sid=f5eae19581ef332d5a0a8a2e92da739f&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (1.9 МБ)</a>
Аватара пользователя
vovafed
Мастер
Сообщения: 1822
Зарегистрирован: 08 фев 2013, 16:19
Репутация: 325
Настоящее имя: Владимир
Откуда: башкортостан
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение vovafed »

спецы брали на диагностику энкодер без движка :hehe ?
маркировку частотника можно посмотреть
Аватара пользователя
Hanter
Мастер
Сообщения: 5414
Зарегистрирован: 27 янв 2012, 14:52
Репутация: 4338
Настоящее имя: Алексей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение Hanter »

а какая разница ? диагностика энкодера не подразумевает диагностику движка. более того - на диагностике его один хрен будут снимать с движка.
Автор - вопрос то в чем ? что вам делать ? или что ?? вариантов несколько - искать такой энкодер.. искать чем его заменить. ничего не делать.. :)
если энкодер мертвый - я бы крепко подумал о его замене. что бы понять вообще на что его заменить и что это за энкодер - я бы поглядел шо от него хочет остальное железо. может там тупо обычный инкрементальный энкодер...
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" Приходит единственный вопрос: "Нахрена?"
==========================================
фрезерная и токарная обработка на станках с чпу.
Резка, гибка, сварка и порошковая окраса.
Аватара пользователя
vovafed
Мастер
Сообщения: 1822
Зарегистрирован: 08 фев 2013, 16:19
Репутация: 325
Настоящее имя: Владимир
Откуда: башкортостан
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение vovafed »

по маркировке движка энкодер инкрементальный
если снимали энкодер с движка замучаетесь на место ставить
Володя98rus
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 15 сен 2017, 13:43
Репутация: 0
Настоящее имя: Владимир
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение Володя98rus »

vovafed писал(а):спецы брали на диагностику энкодер без движка :hehe ?
маркировку частотника можно посмотреть
Да, брали энкодер без движка (по этому я сильно сомневаюсь в итогах диагностики)
Вложения
пульт управления.jpg (4964 просмотра) <a class='original' href='./download/file.php?id=120317&sid=f5eae19581ef332d5a0a8a2e92da739f&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (1.88 МБ)</a>
фото1.jpg (4964 просмотра) <a class='original' href='./download/file.php?id=120318&sid=f5eae19581ef332d5a0a8a2e92da739f&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (99.81 КБ)</a>
фото6.jpg (4964 просмотра) <a class='original' href='./download/file.php?id=120319&sid=f5eae19581ef332d5a0a8a2e92da739f&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (95.28 КБ)</a>
фото8.jpg (4964 просмотра) <a class='original' href='./download/file.php?id=120320&sid=f5eae19581ef332d5a0a8a2e92da739f&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (133.47 КБ)</a>
фото3.jpg (4964 просмотра) <a class='original' href='./download/file.php?id=120321&sid=f5eae19581ef332d5a0a8a2e92da739f&mode=view' target=_blank>Загрузить оригинал (113.9 КБ)</a>
Володя98rus
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 15 сен 2017, 13:43
Репутация: 0
Настоящее имя: Владимир
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение Володя98rus »

Hanter писал(а):а какая разница ? диагностика энкодера не подразумевает диагностику движка. более того - на диагностике его один хрен будут снимать с движка.
Автор - вопрос то в чем ? что вам делать ? или что ?? вариантов несколько - искать такой энкодер.. искать чем его заменить. ничего не делать.. :)
если энкодер мертвый - я бы крепко подумал о его замене. что бы понять вообще на что его заменить и что это за энкодер - я бы поглядел шо от него хочет остальное железо. может там тупо обычный инкрементальный энкодер...
Представте, что с Вами общается не специалист, который взялся за работу, а руководитель который ни фига в этом не смыслит и по этому нанял специалиста.
Да, вопрос - что делать? и какие варианты выхода из ситуации возможны?
Дело в том, что данные энкодеры не серийные и уже сняты с производства. Bosch предлагает изготовить данный энкодер - срок 14-16 недель и сумма... огого. При чем если он да же его изготовит, то кто произведет его коммутацию с двигателем?
Аватара пользователя
Hanter
Мастер
Сообщения: 5414
Зарегистрирован: 27 янв 2012, 14:52
Репутация: 4338
Настоящее имя: Алексей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение Hanter »

Володя98rus писал(а):Представте, что с Вами общается не специалист, который взялся за работу, а руководитель который ни фига в этом не смыслит и по этому нанял специалиста.
Да, вопрос - что делать? и какие варианты выхода из ситуации возможны?
Дело в том, что данные энкодеры не серийные и уже сняты с производства. Bosch предлагает изготовить данный энкодер - срок 14-16 недель и сумма... огого. При чем если он да же его изготовит, то кто произведет его коммутацию с двигателем?
во. уже чтото проясняется. Значит смотрите что надо сделать на мой взгляд.
1. указать где вы обитаете. ибо спеца вам надо искать "по месту".
2. найти энкодер с аналогичными параметрами. если он инкрементальный - не думаю что там что-то шибко необычное. скорее всего там совершенно обычный энкодер. соответственно заменить его можно на любой другой с такими же параметрами (количество импульсов на оборот).
Сам я маркировку не погляжу - с телефона сижу. но если Владимир говорит инкрементальный - вообще не должно быть никаких проблем с заменой на аналог.
3. показать фото или маркировку двигателя. ибо могут быть ньюансы.

Собственно все сводится к чему - если у мотора коммутация выполняется по датчикам холла - энкодер можно вообще без каких либо проблем снимать и ставить. ничего выставлять не нужно будет. Если же коммутация идет по данным энкодера - нада будет выставлять с помощью осцилографа.
Соответственно вам нужен человек который дружит с осцилографом и умеет читать мануалы на железо. ну и найти такого человека где то по близости. технически замена энкодера процедура несложная.
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" Приходит единственный вопрос: "Нахрена?"
==========================================
фрезерная и токарная обработка на станках с чпу.
Резка, гибка, сварка и порошковая окраса.
Володя98rus
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 15 сен 2017, 13:43
Репутация: 0
Настоящее имя: Владимир
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение Володя98rus »

Хорошо! Давайте конкретно!
Вопрос первый, на который я не могу получить четкий ответ:
Предположим, что энкодер и двигатель исправны. То при снятии (отсоединении) энкодера с двигателя и обратной установки на двигатель, нужно проводить какие либо настройки между ними или они без проблем должны "пожениться".
От правильности ответа и конкретики на этот вопрос, зависят дальнейшие пути решения проблемы.
Аватара пользователя
Hanter
Мастер
Сообщения: 5414
Зарегистрирован: 27 янв 2012, 14:52
Репутация: 4338
Настоящее имя: Алексей
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение Hanter »

Владимир, я же говорю - возможны две ситуации. сервомоторы по разному управляются. мотор может быть с датчиками холла, или без них. если есть датчики холла - коммутация обмоток выполняется по ним. тогда энкодер самый простой. и его можно заменить вообще на любой другой с аналогичным количеством импульсов. не нужно будет никаких согласований и настроек. просто тупо один сняли, другой поставили. все заработает.
вторая ситуация - когда мотор без датчиков холла. тут уже нужно смотреть на усилитель (блок управления) ибо тут тоже два варианта - первый - это когда коммутация выполняется на основе данных получаемых с энкодера - тогда энкодер нужно будет выставить на двигателе в определенное положение. делается это по двухлучевому осцилографу. и второй вариант - усилитель может работать в безсенсорном режиме - управлять коммутацией обмоток без вообще каких либо датчиков. тогда все как в ситуации номер раз - тупо меняем и все. ничего никуда выставлять и прописывать не нужно.

отдельно отмечу что это справедливо только для обычного инкрементального энкодера. по этому сначала таки нада всетаки убедиться что это простой энкодер. тут я сегодня не помогу - сижу с телефона и через час уеду в другой город - либо парни поглядят, либо в понедельник уже гляну.

и еще - если энкодер простой инкрементальный - проверить его вообще никаких проблем. подать питание и поглядеть осцилографом че у него на выходе. даже к спецам бегать не нада - в любой ремонт телефонов/ноутбуков загляните - за 5 минут все проверят.
Опыт - это когда на смену вопросам: "Что? Где? Когда? Как? Почему?" Приходит единственный вопрос: "Нахрена?"
==========================================
фрезерная и токарная обработка на станках с чпу.
Резка, гибка, сварка и порошковая окраса.
arkhnchul
Мастер
Сообщения: 1773
Зарегистрирован: 01 фев 2016, 13:56
Репутация: 339
Откуда: москва
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение arkhnchul »

по обозначениям и фирме (Heidenhain, RCN 413, HSF04SN) гуглятся весьма навороченные энкодеры, абсолютные (в дополнение к инкрементальнйо части) с разными (под производителя сервоприводов) цифровыми интерфейсами. Малой кровью замахнуть такой на более-менее похожий имхо не получится.

насчет не производят - а на ебее есть
http://www.ebay.com/itm/Used-Rexroth-He ... 4662bd2448
http://www.ebay.com/itm/ONE-USED-Rexrot ... 237272501f
Олег.
Опытный
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 20 ноя 2014, 19:18
Репутация: 13
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение Олег. »

Володя98rus писал(а):Отсоединили двигатель от редуктора и попробывали запустить без него. После пуска двигатель делает четверть-пол оборота и встает,
Могли просто перепутать фазы от движка, когда после ремонта провода к драйверу подключали.
Володя98rus
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 15 сен 2017, 13:43
Репутация: 0
Настоящее имя: Владимир
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение Володя98rus »

Да вроде бы спецы пробывали перекидовать местами.
Короче в Питере ни кто из компаний не вписался в решение данной проблемы.
Отозвались, после долгих раздумий, официалы Bosch из Москвы.
Олег.
Опытный
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 20 ноя 2014, 19:18
Репутация: 13
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение Олег. »

Тут недостаточно поменять две фазы местами как на асинхроннике, нужно правильно подобрать их порядок, или вскрывать разьём на движке и подключать в соответствии с маркировкой и инструкцией.
Не похожи они на спецов, если на кабелях меток не сделали, когда драйвер отсоединяли, или кабель от производителя и с маркировкой на концах? (тогда зачем концы пробовали перекинуть?)

На шильдике движка упоминается тормоз, он открывается?
Аватара пользователя
N1X
Мастер
Сообщения: 3653
Зарегистрирован: 16 фев 2015, 21:19
Репутация: 1645
Настоящее имя: Владимир
Откуда: Беларусь, Гомель
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение N1X »

Воткну свои 5 копеек, на правах гадания на кофейной гуще:
Если бахнула сила, то причем здесь энкодер? Возможно влезли туда, куда лезть не стоило. Сейчас мы имеем мух с котлетами в куче и понять что к чему будет сложнее.
А опять же согласно кофейной гуще - ребятки могли заменить силовые ключи/модуль, но упустить то, что вместе с ним дым вышел еще и из управляющих этой силой цепей (обычно драйвера затворов и их обвяз), в результате часть моста просто не открывалась и мотор оказался полностью или частично без одной фазы. Мозги это не всегда контролируют, честно пытаются его крутить, мотор визжит, дергается и на этом все...

А сейчас имеем: возможно ушатанный "диагностикой" энкодер, возможно потерянную ориентацию вала энкодера относительно ротора, если она нужна, возможно все так же неисправный блок управления приводом. Слишком много "возможно"
Что можно сделать:
1. Искать метки. Бывает так, что производитель движка рисует после выставления энкодера эрозионным карандашом или обычным маркером метку, чтобы в случае разборки не долбаться снова. Может и повезет...
2. Собирать все в кучу. Не будет меток - собирать хоть как. Движок отцеплять от кинематики.
3. Включать. Добиться хотя бы того, что было раньше. Или похожего на то.
Дальше нужно откатывать туда, где остановились: сила. Берем осциллограф, который выдержит +600В на щупе и смотрим что на фазах у движка. Выхода у усилка двухтактные: он может подключить фазу либо к +600 (от 310 до 600 в зависимости от питания и наличия ККМ), либо к 0В (может быть связан с землей, может быть нет), либо никуда (работают возвратные диоды). Вот и нужно смотреть что творится по факту. Фазы должны вести себя идентично, т.к. схемотехнически они все равны. Но работают в разных положениях, поэтому посмотрели - прокрутили вал рукой, включили снова, или даже на включенном помогать ему крутиться и смотреть, если он не сразу в ошибку валится. Только про пальцы не забывать если ему вдруг с места рвануть захочется... При явной аномалии в одной из фаз велика вероятность, что его просто не дочинили...

Еще нюанс: а положение этого агрегата никуда на панель оператора не выводится? В меню диагностики или еще куда. Просто чтоб по месту энкодер проверить. Он же либо считает, либо нет...
Володя98rus
Новичок
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 15 сен 2017, 13:43
Репутация: 0
Настоящее имя: Владимир
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение Володя98rus »

Спасибо всем не безучастным!
К сожалению, учитывайте факт, что вы даете советы "чайнику", который может уловить не все высказанные вами нюансы, да и по ходу не всю инфу доводят до меня спецы осуществляющие ремонт.
Давайте прикидывать вообщем:
1. Допустим, что Bosch вернет нам исправный сервопривод в сборе
2. Мы знаем, что при включении линии, она производит самодиагностику без выдачи ошибок и в оконцовке пишет на пульте управления, что готова к работе.
3. Я правильно понимаю, что данных два фактора не гарантируют, что линия запуститься... подводные камни могут оставаться?
otr1974
Новичок
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 22 сен 2017, 12:57
Репутация: 0
Настоящее имя: otr1974
Контактная информация:

Re: SOS!!! Зашел в тупик - частотник, энкодер, мотор

Сообщение otr1974 »

Володя если по этим servo надо еще че обращайтесь. Есть наработки
Ответить

Вернуться в «Электроника»