ШВП и люфт

Конструкции станков, линейные перемещения, направляющие, передачи.
Аватара пользователя
Сергей Саныч
Мастер
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: 30 май 2012, 14:20
Репутация: 2857
Откуда: Тюмень
Контактная информация:

ШВП и люфт

Сообщение Сергей Саныч »

Проверил станок (BF20 с ШВП) на люфты. Был неприятно удивлен. По X и Y - около десятки, а по Z - вообще 0,12.
Что странно - если таскать стол руками - люфты практически не наблюдаются. По Z теоретически вообще не должно быть люфта - он обязан быть выбран весом головки. Если снять ремень и поворачивать шкив рукой - ощущается "упругий" люфт градусов 8-10, при этом головка не перемещается. Если головку при зафиксированном шкиве таскать руками вверх-вниз - люфт не более двух соток.
Шкив на валу закреплен жестко, люфта в подшипниках нет.
Откуда что берется? Такое ощущение, что у ШВП есть какой-то "мертвый угол", поворот на который не вызывает осевого перемещения гайки.
Чудес не бывает. Бывают фокусы.
aftaev
Зачётный участник
Зачётный участник
Сообщения: 34042
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 19:22
Репутация: 6191
Откуда: Казахстан.
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение aftaev »

Serg-tmn писал(а): Если снять ремень и поворачивать шкив рукой - ощущается "упругий" люфт градусов 8-10, при этом головка не перемещается.
Это называется мертвый ход ШВП. Люфта нет если ось толкать, но нужно повернуть ШВП чтобы шарики перекатились. Убери один шарик из ШВП и мертвый ход скорее всего увеличиться.

врожденные конструкционные пороки ШВП-приводов:
Дилетанту сложные вещи кажутся очень простыми, и только профессионал понимает насколько сложна самая простая вещь
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
Аватара пользователя
Алексс
Почётный участник
Почётный участник
Сообщения: 2210
Зарегистрирован: 20 июл 2012, 15:49
Репутация: 266
Заслуга: IQ32
Настоящее имя: Алексей
Откуда: Прага
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение Алексс »

Serg-tmn писал(а):Был неприятно удивлен.
добро пожаловать в реальный мир :(
тоже вот грею голову как избавиться от люфта хотябы по X.
винты тонкие, преднятаг малый, усилие сдвига ластохвоста большое. вот и возникают упругие деформации, что приводит к "люфту". сдвоенная гайка + обратная связь с линеек должны решить проблему, но цена... :(
Каждая собака, бегущая на поводке впереди хозяина, думает, что ведет его за собой.
aftaev
Зачётный участник
Зачётный участник
Сообщения: 34042
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 19:22
Репутация: 6191
Откуда: Казахстан.
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение aftaev »

В той же ссылке сказано http://www.sodick.ru/publications/brosu ... arbud.html
Традиционные приводы с ШВП
На рис. ременный привод с собственной механической защитой от соударений. ШВП-приводы с ременными редукторами используются почти во всех швейцарских ЭИ станках. Достоинство схемы привода - возможность применения недорогих маломоментных электродвигателей. Однако ременный редуктор умножает люфты и неравномерности подач, снижая динамику и точность.

Serg-tmn, у тебя какой привод прямой или ременный?
Дилетанту сложные вещи кажутся очень простыми, и только профессионал понимает насколько сложна самая простая вещь
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
Аватара пользователя
Nick
Мастер
Сообщения: 22776
Зарегистрирован: 23 ноя 2009, 16:45
Репутация: 1735
Заслуга: Developer
Откуда: Gatchina, Saint-Petersburg distr., Russia
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение Nick »

Serg-tmn писал(а):ощущается "упругий" люфт градусов 8-10, при этом головка не перемещается.
Т.е. ты ставишь под головку индикатор, поворачиваешь вручную шкив, который на швп на 8 градусов и на индикаторе нет изменений?
Такое наблюдается в обе стороны, или только вниз?
Аватара пользователя
Сергей Саныч
Мастер
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: 30 май 2012, 14:20
Репутация: 2857
Откуда: Тюмень
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение Сергей Саныч »

aftaev писал(а):Люфта нет если ось толкать, но нужно повернуть ШВП чтобы шарики перекатились. Убери один шарик из ШВП и мертвый ход скорее всего увеличиться.
Да, похоже, что так. Эксперимент с убиранием шарика ставить не буду :)
Но из всего этого можно сделать полезный вывод: коль люфта нет при приложении осевого усилия к гайке, то не будет неконтролируемого смещения стола из-за реакции фрезы и ничто не помешает использовать программную компенсацию люфтов. Или я не прав?
Чудес не бывает. Бывают фокусы.
Аватара пользователя
Сергей Саныч
Мастер
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: 30 май 2012, 14:20
Репутация: 2857
Откуда: Тюмень
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение Сергей Саныч »

aftaev писал(а):у тебя какой привод прямой или ременный?
Ременный. Но это вряд ли из-за ремней - когда вручную поворачиваешь ШВП за шкив эффект тот же. И опять же, если ремень на месте и ШД под током, вручную ведомый шкив не то что на 8-10, на полградуса провернуть не получается.
Nick писал(а):Т.е. ты ставишь под головку индикатор, поворачиваешь вручную шкив, который на швп на 8 градусов и на индикаторе нет изменений?
Такое наблюдается в обе стороны, или только вниз?
В обе. Что и поразило. ШВП поворачивается (проверял), а головка ни с места. Веса головки вполне хватает, чтобы скользить по направляющим вниз.
Чудес не бывает. Бывают фокусы.
aftaev
Зачётный участник
Зачётный участник
Сообщения: 34042
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 19:22
Репутация: 6191
Откуда: Казахстан.
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение aftaev »

Serg-tmn писал(а):Да, похоже, что так. Эксперимент с убиранием шарика ставить не буду
Я пробовал с вытаскиванием шариков.
Serg-tmn писал(а):то не будет неконтролируемого смещения стола из-за реакции фрезы и ничто не помешает использовать программную компенсацию люфтов. Или я не прав?
В теме про КФЛОП снимал видео как компенсирует люфт разные ЧПУ. Мач останавливает другие оси пока идет выборка люфта. ЕМС не останавливает другие оси. В моих экспериментах получалось так.
Serg-tmn писал(а):Ременный. Но это вряд ли из-за ремней - когда вручную поворачиваешь ШВП за шкив эффект тот же.
Ремень на мертвый ход ШВП не влияет.
Дилетанту сложные вещи кажутся очень простыми, и только профессионал понимает насколько сложна самая простая вещь
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
Аватара пользователя
Сергей Саныч
Мастер
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: 30 май 2012, 14:20
Репутация: 2857
Откуда: Тюмень
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение Сергей Саныч »

aftaev писал(а):В теме про КФЛОП снимал видео как компенсирует люфт разные ЧПУ. Мач останавливает другие оси пока идет выборка люфта. ЕМС не останавливает другие оси. В моих экспериментах получалось так.
Посмотрим, почитаем.
aftaev писал(а):Ремень на мертвый ход ШВП не влияет.
И я про то же.
Чудес не бывает. Бывают фокусы.
Аватара пользователя
Nick
Мастер
Сообщения: 22776
Зарегистрирован: 23 ноя 2009, 16:45
Репутация: 1735
Заслуга: Developer
Откуда: Gatchina, Saint-Petersburg distr., Russia
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение Nick »

А гайка у тебя глубоко спрятана? К ней можно индикатор подвести? Может ее крепление люфтит?

DMaster писал, что по хорошему гайку надо на штифт сажать, иначе люфтит...
Аватара пользователя
michael-yurov
Почётный участник
Почётный участник
Сообщения: 11624
Зарегистрирован: 26 июл 2012, 00:10
Репутация: 4634
Настоящее имя: Михаил Львович
Откуда: Новоуральск
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение michael-yurov »

Я в своих ШВП шарики менял.
Мне Dirk Diggler подарил коробочку неотсортированных шариков, я из них выбрал те что покрупнее и установил в ШВП. Изначально был люфт около 0.1 мм (чувствовался только при значительных усилиях).
При вращении винта так же чувствовался легкий ход около 10°.
Отсортировать шарики было очень непросто. Сейчас же Darxton продает уже с разным отклонением, которые не нужно сортировать: http://darxton.ru/Netshop/mechanics/bal ... dlya-shvp/
Так что тем у кого есть такая проблема - очень рекомендую перебрать гайку ШВП.
Если, конечно, проблема не в фиксации самой гайки ШВП (особенно - в продольном направлении).
Аватара пользователя
Сергей Саныч
Мастер
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: 30 май 2012, 14:20
Репутация: 2857
Откуда: Тюмень
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение Сергей Саныч »

Nick писал(а):А гайка у тебя глубоко спрятана? К ней можно индикатор подвести? Может ее крепление люфтит?
Не, не люфтит. Люфтило бы, головку можно было бы руками шевелить. А этого не наблюдается. Да и выбран был бы этот люфт весом головки.
Чудес не бывает. Бывают фокусы.
Аватара пользователя
Сергей Саныч
Мастер
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: 30 май 2012, 14:20
Репутация: 2857
Откуда: Тюмень
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение Сергей Саныч »

michael-yurov писал(а):Я в своих ШВП шарики менял.
Сурово, однако :)
Чудес не бывает. Бывают фокусы.
Аватара пользователя
michael-yurov
Почётный участник
Почётный участник
Сообщения: 11624
Зарегистрирован: 26 июл 2012, 00:10
Репутация: 4634
Настоящее имя: Михаил Львович
Откуда: Новоуральск
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение michael-yurov »

Serg-tmn писал(а):
michael-yurov писал(а):Я в своих ШВП шарики менял.
Сурово, однако :)
Оказалось не так уж сложно. Основная проблема была в том, чтобы снять ШВП и поставить на место. И еще шарики отсортировать было проблематично.
Аватара пользователя
Serg
Мастер
Сообщения: 21923
Зарегистрирован: 17 апр 2012, 14:58
Репутация: 5181
Заслуга: c781c134843e0c1a3de9
Настоящее имя: Сергей
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение Serg »

Есть-же готовые гайки с преднатягом, 3-4 уровня.
Я не Христос, рыбу не раздаю, но могу научить, как сделать удочку...
Аватара пользователя
Сергей Саныч
Мастер
Сообщения: 9116
Зарегистрирован: 30 май 2012, 14:20
Репутация: 2857
Откуда: Тюмень
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение Сергей Саныч »

UAVpilot писал(а):Есть-же готовые гайки с преднатягом
Дает ли преднатяг устранение "мертвого хода". Или только осевого люфта?
Как сегодня объяснил aftaev, и я убедился на практике, это две большие разницы :)
Чудес не бывает. Бывают фокусы.
Аватара пользователя
michael-yurov
Почётный участник
Почётный участник
Сообщения: 11624
Зарегистрирован: 26 июл 2012, 00:10
Репутация: 4634
Настоящее имя: Михаил Львович
Откуда: Новоуральск
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение michael-yurov »

Serg-tmn писал(а):
UAVpilot писал(а):Есть-же готовые гайки с преднатягом
Дает ли преднатяг устранение "мертвого хода". Или только осевого люфта?
Как сегодня объяснил aftaev, и я убедился на практике, это две большие разницы :)
Я ничего такого не заметил. Заменил шарики и люфта и "мертвого хода" не стало вообще.
С точки зрения теории - тоже не могу представить, откуда может появиться "мертвый ход".
aftaev
Зачётный участник
Зачётный участник
Сообщения: 34042
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 19:22
Репутация: 6191
Откуда: Казахстан.
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение aftaev »

Шарики я тоже менял. Микрометром измеряется диаметр шариков и заказываются шарики с большим диаметром на несколько мкм. Большой разницы не заметил.
Если разобрать гайку ШВП то там или шариков не хватает или зазор между шариками такой что туды и шарик не лезет и зазор приличный.
Дилетанту сложные вещи кажутся очень простыми, и только профессионал понимает насколько сложна самая простая вещь
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
Аватара пользователя
Nick
Мастер
Сообщения: 22776
Зарегистрирован: 23 ноя 2009, 16:45
Репутация: 1735
Заслуга: Developer
Откуда: Gatchina, Saint-Petersburg distr., Russia
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение Nick »

aftaev писал(а):Если разобрать гайку ШВП то там или шариков не хватает или зазор между шариками такой что туды и шарик не лезет и зазор приличный.
А какая разница, в зацеплении всеравно должно быть достаточное количество шариков.
aftaev
Зачётный участник
Зачётный участник
Сообщения: 34042
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 19:22
Репутация: 6191
Откуда: Казахстан.
Контактная информация:

Re: ШВП и люфт

Сообщение aftaev »

Nick писал(а):А какая разница, в зацеплении всеравно должно быть достаточное количество шариков.
Часть шариков в зацеплении часть свободны. Когда нагружаем, те что в зацеплении с гайкой и винтом сдвинутся в зазор между шариками и вот только после этого они смогут держать нагрузку. При реверсировании они опять сдвинутся на зазор между шариками. Как то так понимаю эту проблему.

То что описывает Serg-tmn прошел когда на станке поставил и ШВП и линейки. Толкаю стол туды сюды показание DRO стоит. Начинаю крутить ШВП есть мертвый ход. Затягивал крепление так что ось туго крутилась. Упирал индикатор в конец ШВП. Нет люфта винта, но есть мертвый ход.
ПО линейкам заметил еще одну особенность с ШВП. Мало того что есть мертвый ход, так еще стол может ехать в обратную сторону. Кручу ручку в +Y доехал до +10,000. Начинаю курить ручку в обратную сторону. Вначале стол едит в обратку то есть +10,050 потом показания стоят (мертвый ход) и после этого стол едит в обратку.
Дилетанту сложные вещи кажутся очень простыми, и только профессионал понимает насколько сложна самая простая вещь
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
Ответить

Вернуться в «Механика»