ШВП и люфт
- Сергей Саныч
- Мастер
- Сообщения: 9116
- Зарегистрирован: 30 май 2012, 14:20
- Репутация: 2858
- Откуда: Тюмень
- Контактная информация:
ШВП и люфт
Проверил станок (BF20 с ШВП) на люфты. Был неприятно удивлен. По X и Y - около десятки, а по Z - вообще 0,12.
Что странно - если таскать стол руками - люфты практически не наблюдаются. По Z теоретически вообще не должно быть люфта - он обязан быть выбран весом головки. Если снять ремень и поворачивать шкив рукой - ощущается "упругий" люфт градусов 8-10, при этом головка не перемещается. Если головку при зафиксированном шкиве таскать руками вверх-вниз - люфт не более двух соток.
Шкив на валу закреплен жестко, люфта в подшипниках нет.
Откуда что берется? Такое ощущение, что у ШВП есть какой-то "мертвый угол", поворот на который не вызывает осевого перемещения гайки.
Что странно - если таскать стол руками - люфты практически не наблюдаются. По Z теоретически вообще не должно быть люфта - он обязан быть выбран весом головки. Если снять ремень и поворачивать шкив рукой - ощущается "упругий" люфт градусов 8-10, при этом головка не перемещается. Если головку при зафиксированном шкиве таскать руками вверх-вниз - люфт не более двух соток.
Шкив на валу закреплен жестко, люфта в подшипниках нет.
Откуда что берется? Такое ощущение, что у ШВП есть какой-то "мертвый угол", поворот на который не вызывает осевого перемещения гайки.
Чудес не бывает. Бывают фокусы.
-
- Зачётный участник
- Сообщения: 34042
- Зарегистрирован: 04 апр 2010, 19:22
- Репутация: 6192
- Откуда: Казахстан.
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Это называется мертвый ход ШВП. Люфта нет если ось толкать, но нужно повернуть ШВП чтобы шарики перекатились. Убери один шарик из ШВП и мертвый ход скорее всего увеличиться.Serg-tmn писал(а): Если снять ремень и поворачивать шкив рукой - ощущается "упругий" люфт градусов 8-10, при этом головка не перемещается.
врожденные конструкционные пороки ШВП-приводов:
Дилетанту сложные вещи кажутся очень простыми, и только профессионал понимает насколько сложна самая простая вещь
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
- Алексс
- Почётный участник
- Сообщения: 2210
- Зарегистрирован: 20 июл 2012, 15:49
- Репутация: 266
- Заслуга: IQ32
- Настоящее имя: Алексей
- Откуда: Прага
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
добро пожаловать в реальный мирSerg-tmn писал(а):Был неприятно удивлен.
тоже вот грею голову как избавиться от люфта хотябы по X.
винты тонкие, преднятаг малый, усилие сдвига ластохвоста большое. вот и возникают упругие деформации, что приводит к "люфту". сдвоенная гайка + обратная связь с линеек должны решить проблему, но цена...
Каждая собака, бегущая на поводке впереди хозяина, думает, что ведет его за собой.
-
- Зачётный участник
- Сообщения: 34042
- Зарегистрирован: 04 апр 2010, 19:22
- Репутация: 6192
- Откуда: Казахстан.
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
В той же ссылке сказано http://www.sodick.ru/publications/brosu ... arbud.html
Традиционные приводы с ШВП
На рис. ременный привод с собственной механической защитой от соударений. ШВП-приводы с ременными редукторами используются почти во всех швейцарских ЭИ станках. Достоинство схемы привода - возможность применения недорогих маломоментных электродвигателей. Однако ременный редуктор умножает люфты и неравномерности подач, снижая динамику и точность.
Serg-tmn, у тебя какой привод прямой или ременный?
Традиционные приводы с ШВП
На рис. ременный привод с собственной механической защитой от соударений. ШВП-приводы с ременными редукторами используются почти во всех швейцарских ЭИ станках. Достоинство схемы привода - возможность применения недорогих маломоментных электродвигателей. Однако ременный редуктор умножает люфты и неравномерности подач, снижая динамику и точность.
Serg-tmn, у тебя какой привод прямой или ременный?
Дилетанту сложные вещи кажутся очень простыми, и только профессионал понимает насколько сложна самая простая вещь
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
- Nick
- Мастер
- Сообщения: 22776
- Зарегистрирован: 23 ноя 2009, 16:45
- Репутация: 1735
- Заслуга: Developer
- Откуда: Gatchina, Saint-Petersburg distr., Russia
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Т.е. ты ставишь под головку индикатор, поворачиваешь вручную шкив, который на швп на 8 градусов и на индикаторе нет изменений?Serg-tmn писал(а):ощущается "упругий" люфт градусов 8-10, при этом головка не перемещается.
Такое наблюдается в обе стороны, или только вниз?
- Сергей Саныч
- Мастер
- Сообщения: 9116
- Зарегистрирован: 30 май 2012, 14:20
- Репутация: 2858
- Откуда: Тюмень
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Да, похоже, что так. Эксперимент с убиранием шарика ставить не будуaftaev писал(а):Люфта нет если ось толкать, но нужно повернуть ШВП чтобы шарики перекатились. Убери один шарик из ШВП и мертвый ход скорее всего увеличиться.
Но из всего этого можно сделать полезный вывод: коль люфта нет при приложении осевого усилия к гайке, то не будет неконтролируемого смещения стола из-за реакции фрезы и ничто не помешает использовать программную компенсацию люфтов. Или я не прав?
Чудес не бывает. Бывают фокусы.
- Сергей Саныч
- Мастер
- Сообщения: 9116
- Зарегистрирован: 30 май 2012, 14:20
- Репутация: 2858
- Откуда: Тюмень
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Ременный. Но это вряд ли из-за ремней - когда вручную поворачиваешь ШВП за шкив эффект тот же. И опять же, если ремень на месте и ШД под током, вручную ведомый шкив не то что на 8-10, на полградуса провернуть не получается.aftaev писал(а):у тебя какой привод прямой или ременный?
В обе. Что и поразило. ШВП поворачивается (проверял), а головка ни с места. Веса головки вполне хватает, чтобы скользить по направляющим вниз.Nick писал(а):Т.е. ты ставишь под головку индикатор, поворачиваешь вручную шкив, который на швп на 8 градусов и на индикаторе нет изменений?
Такое наблюдается в обе стороны, или только вниз?
Чудес не бывает. Бывают фокусы.
-
- Зачётный участник
- Сообщения: 34042
- Зарегистрирован: 04 апр 2010, 19:22
- Репутация: 6192
- Откуда: Казахстан.
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Я пробовал с вытаскиванием шариков.Serg-tmn писал(а):Да, похоже, что так. Эксперимент с убиранием шарика ставить не буду
В теме про КФЛОП снимал видео как компенсирует люфт разные ЧПУ. Мач останавливает другие оси пока идет выборка люфта. ЕМС не останавливает другие оси. В моих экспериментах получалось так.Serg-tmn писал(а):то не будет неконтролируемого смещения стола из-за реакции фрезы и ничто не помешает использовать программную компенсацию люфтов. Или я не прав?
Ремень на мертвый ход ШВП не влияет.Serg-tmn писал(а):Ременный. Но это вряд ли из-за ремней - когда вручную поворачиваешь ШВП за шкив эффект тот же.
Дилетанту сложные вещи кажутся очень простыми, и только профессионал понимает насколько сложна самая простая вещь
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
- Сергей Саныч
- Мастер
- Сообщения: 9116
- Зарегистрирован: 30 май 2012, 14:20
- Репутация: 2858
- Откуда: Тюмень
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Посмотрим, почитаем.aftaev писал(а):В теме про КФЛОП снимал видео как компенсирует люфт разные ЧПУ. Мач останавливает другие оси пока идет выборка люфта. ЕМС не останавливает другие оси. В моих экспериментах получалось так.
И я про то же.aftaev писал(а):Ремень на мертвый ход ШВП не влияет.
Чудес не бывает. Бывают фокусы.
- Nick
- Мастер
- Сообщения: 22776
- Зарегистрирован: 23 ноя 2009, 16:45
- Репутация: 1735
- Заслуга: Developer
- Откуда: Gatchina, Saint-Petersburg distr., Russia
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
А гайка у тебя глубоко спрятана? К ней можно индикатор подвести? Может ее крепление люфтит?
DMaster писал, что по хорошему гайку надо на штифт сажать, иначе люфтит...
DMaster писал, что по хорошему гайку надо на штифт сажать, иначе люфтит...
- michael-yurov
- Почётный участник
- Сообщения: 11628
- Зарегистрирован: 26 июл 2012, 00:10
- Репутация: 4639
- Настоящее имя: Михаил Львович
- Откуда: Новоуральск
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Я в своих ШВП шарики менял.
Мне Dirk Diggler подарил коробочку неотсортированных шариков, я из них выбрал те что покрупнее и установил в ШВП. Изначально был люфт около 0.1 мм (чувствовался только при значительных усилиях).
При вращении винта так же чувствовался легкий ход около 10°.
Отсортировать шарики было очень непросто. Сейчас же Darxton продает уже с разным отклонением, которые не нужно сортировать: http://darxton.ru/Netshop/mechanics/bal ... dlya-shvp/
Так что тем у кого есть такая проблема - очень рекомендую перебрать гайку ШВП.
Если, конечно, проблема не в фиксации самой гайки ШВП (особенно - в продольном направлении).
Мне Dirk Diggler подарил коробочку неотсортированных шариков, я из них выбрал те что покрупнее и установил в ШВП. Изначально был люфт около 0.1 мм (чувствовался только при значительных усилиях).
При вращении винта так же чувствовался легкий ход около 10°.
Отсортировать шарики было очень непросто. Сейчас же Darxton продает уже с разным отклонением, которые не нужно сортировать: http://darxton.ru/Netshop/mechanics/bal ... dlya-shvp/
Так что тем у кого есть такая проблема - очень рекомендую перебрать гайку ШВП.
Если, конечно, проблема не в фиксации самой гайки ШВП (особенно - в продольном направлении).
- Сергей Саныч
- Мастер
- Сообщения: 9116
- Зарегистрирован: 30 май 2012, 14:20
- Репутация: 2858
- Откуда: Тюмень
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Не, не люфтит. Люфтило бы, головку можно было бы руками шевелить. А этого не наблюдается. Да и выбран был бы этот люфт весом головки.Nick писал(а):А гайка у тебя глубоко спрятана? К ней можно индикатор подвести? Может ее крепление люфтит?
Чудес не бывает. Бывают фокусы.
- Сергей Саныч
- Мастер
- Сообщения: 9116
- Зарегистрирован: 30 май 2012, 14:20
- Репутация: 2858
- Откуда: Тюмень
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Сурово, однакоmichael-yurov писал(а):Я в своих ШВП шарики менял.
Чудес не бывает. Бывают фокусы.
- michael-yurov
- Почётный участник
- Сообщения: 11628
- Зарегистрирован: 26 июл 2012, 00:10
- Репутация: 4639
- Настоящее имя: Михаил Львович
- Откуда: Новоуральск
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Оказалось не так уж сложно. Основная проблема была в том, чтобы снять ШВП и поставить на место. И еще шарики отсортировать было проблематично.Serg-tmn писал(а):Сурово, однакоmichael-yurov писал(а):Я в своих ШВП шарики менял.
- Serg
- Мастер
- Сообщения: 21923
- Зарегистрирован: 17 апр 2012, 14:58
- Репутация: 5181
- Заслуга: c781c134843e0c1a3de9
- Настоящее имя: Сергей
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Есть-же готовые гайки с преднатягом, 3-4 уровня.
Я не Христос, рыбу не раздаю, но могу научить, как сделать удочку...
- Сергей Саныч
- Мастер
- Сообщения: 9116
- Зарегистрирован: 30 май 2012, 14:20
- Репутация: 2858
- Откуда: Тюмень
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Дает ли преднатяг устранение "мертвого хода". Или только осевого люфта?UAVpilot писал(а):Есть-же готовые гайки с преднатягом
Как сегодня объяснил aftaev, и я убедился на практике, это две большие разницы
Чудес не бывает. Бывают фокусы.
- michael-yurov
- Почётный участник
- Сообщения: 11628
- Зарегистрирован: 26 июл 2012, 00:10
- Репутация: 4639
- Настоящее имя: Михаил Львович
- Откуда: Новоуральск
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Я ничего такого не заметил. Заменил шарики и люфта и "мертвого хода" не стало вообще.Serg-tmn писал(а):Дает ли преднатяг устранение "мертвого хода". Или только осевого люфта?UAVpilot писал(а):Есть-же готовые гайки с преднатягом
Как сегодня объяснил aftaev, и я убедился на практике, это две большие разницы
С точки зрения теории - тоже не могу представить, откуда может появиться "мертвый ход".
-
- Зачётный участник
- Сообщения: 34042
- Зарегистрирован: 04 апр 2010, 19:22
- Репутация: 6192
- Откуда: Казахстан.
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Шарики я тоже менял. Микрометром измеряется диаметр шариков и заказываются шарики с большим диаметром на несколько мкм. Большой разницы не заметил.
Если разобрать гайку ШВП то там или шариков не хватает или зазор между шариками такой что туды и шарик не лезет и зазор приличный.
Если разобрать гайку ШВП то там или шариков не хватает или зазор между шариками такой что туды и шарик не лезет и зазор приличный.
Дилетанту сложные вещи кажутся очень простыми, и только профессионал понимает насколько сложна самая простая вещь
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
- Nick
- Мастер
- Сообщения: 22776
- Зарегистрирован: 23 ноя 2009, 16:45
- Репутация: 1735
- Заслуга: Developer
- Откуда: Gatchina, Saint-Petersburg distr., Russia
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
А какая разница, в зацеплении всеравно должно быть достаточное количество шариков.aftaev писал(а):Если разобрать гайку ШВП то там или шариков не хватает или зазор между шариками такой что туды и шарик не лезет и зазор приличный.
-
- Зачётный участник
- Сообщения: 34042
- Зарегистрирован: 04 апр 2010, 19:22
- Репутация: 6192
- Откуда: Казахстан.
- Контактная информация:
Re: ШВП и люфт
Часть шариков в зацеплении часть свободны. Когда нагружаем, те что в зацеплении с гайкой и винтом сдвинутся в зазор между шариками и вот только после этого они смогут держать нагрузку. При реверсировании они опять сдвинутся на зазор между шариками. Как то так понимаю эту проблему.Nick писал(а):А какая разница, в зацеплении всеравно должно быть достаточное количество шариков.
То что описывает Serg-tmn прошел когда на станке поставил и ШВП и линейки. Толкаю стол туды сюды показание DRO стоит. Начинаю крутить ШВП есть мертвый ход. Затягивал крепление так что ось туго крутилась. Упирал индикатор в конец ШВП. Нет люфта винта, но есть мертвый ход.
ПО линейкам заметил еще одну особенность с ШВП. Мало того что есть мертвый ход, так еще стол может ехать в обратную сторону. Кручу ручку в +Y доехал до +10,000. Начинаю курить ручку в обратную сторону. Вначале стол едит в обратку то есть +10,050 потом показания стоят (мертвый ход) и после этого стол едит в обратку.
Дилетанту сложные вещи кажутся очень простыми, и только профессионал понимает насколько сложна самая простая вещь
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.
Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет оправдание.
Найди работу по душе и тебе не придется работать.