На днях резал много резьб(очень много). Все с ручной помощью. Как внутреннюю так и наружную резьбу.
Поделюсь мнением так сказать. Сначала про внутреннюю резьбу. Резьба М22 1.5 шаг. Длина резьбовой части 65мм, длина самой детали 130мм(сквозная, с каждой стороны резьба на длину по 65мм). Державка диаметром 16мм, пластина с полным профилем 1.5мм.
Ранее я резал на ручном станке так:
Делаю проход, потом отвожу резец на 20-30мм от детали, и с обратной стороны шпинделя дую сжатым воздухом для выдува стружки(не всегда выдувает стружку, так как она закручивается внутри и стопорится намертво... и тут только вручную ее выковыривать). Если стружку не убирать, то резец может заклинить(очень мало места для 16ой державки! А если взять 12ую державку - начинается "пение" а не резка! Есть еще 16ая обработанная до 14го диаметра.. но 16ая мне больше нравится, надежнее.)
Так вот в режиме ЧПУ с ручной помощью делал так: ЧПУ режет сам без остановок, а я дую сжатым воздухом с обратной стороны шпинделя в отверстие шпинделя непрерывно!(там еще заглушка стоит чтобы отверстие было чисто под сопло продувочного пистолета). Стружка вылетает только так! Либо во время реза либо после того как резец выйдет наружу. В добавок охлаждает деталь замечательно, и противной этой вездесущей навивной стружке нету. + Я подаю масла в зону реза через то же отверстие где вдувается воздух. Просто пшикаю немного в сторону отверстия - воздух засасывает сам масло(работает по принципу покрасочного пистолета). И распыляет по детали.
Минус затеи:
Расход воздуха и постоянная работа компрессора(совсем не дорого по деньгам, но дорого по ушам! Особенно если у вас компрессор поршневой на 1куб! Тут надо винтовой покупать в идеале.).
Масло при попадании в зону реза методом распыления сильно дымит! Вся мастерская в дыму!(не полезно совсем никак! Особенно если это не И20 масло...). Нужна вытяжка + закрытый короб станка ЧПУ(все будет позже, поэтому не страшно).
Плюсы:
Резка безостановочная, шустрая, деталь холодная, в процесс не лезешь совсем! Точно также и предварительная расточка работает! Без воздуха резец клинит от мелкой стружки! Ее нужно либо выдувать либо вымывать под сож. (есть идея попробовать также добавлять с воздухом и СОЖ. Думаю в данном случае чтото получится.. пока пробовал только шприцем туда брызгать... но это мало). Пистолет продувочный я закрепил и сам его не держу
) (в идеале делать по нормальному в будущем, конечно с клапанами итд..).
Резьба получается хорошая как с маслом так и без масла(за счет охлаждения детали! Но с маслом лучше конечно.. но надо уже отвлекаться на это дело на данный момент и в ручную его подавать.(если охлаждать под сож без воздуха - резьбу рвет! С воздухом пока еще не пробовал особо).
п.с. я принципиально не использую смазку для резьб(о которой писал в прошлом посте). Так как таким способом распыления она будет по всему станку! Использую только то что помогает трущимся поверхностям(масло вперемешку с сож не вредит ничему, а даже наоборот ИМХО. А вот кислота для резьбы по всему станку - убьет станок. ИМХО(у меня эта дрянь весь ручной станок засрала... потом скребком отдирать приходится + ржа от нее).
С внутренней резьбой пока разобрался(во всяком случае на этом диаметре).
Наружная резьба!
Тут уже все сложнее в разы. Без помощи рук пока никак. Масло использую И20(как самое дешевое и менее вонючее + менее опасное для здоровья. Но оно и самое говеное, об этом ниже.). Ну резка как обычно:
Деталь Диаметром 22мм, вылет от патрона 80мм, резьба на участке в 70мм. Резец с пластиной с полным профилем шаг 1.5мм. Начинаю резать, и на каждый проход лью масла(когда резец идет обратно я смазываю деталь маслом). Чем ближе к финишу - тем хуже рез. После каждого прохода нужно остужать деталь(я это делаю естественным способом - указал чтобы возврат резца(G00) был в 5% от максимальной скорости - за это время деталь остывает. Под конец(если резец(пластина) острая) начинается пляска с бубном! Либо резьба кое как получается, либо резец немного да подклинит!(и часть витка порвет.) Если пластина подтупится - рвет всегда! + Стружка наматывается на деталь, резец... и еще больше мешает чистому резу. А еще в таком режиме резьбу резать станок будет очень долго!!! Далее мне надоело это я и капнул льняного масла - резьба пошла идеальная и блестящая как зеркало!(как будто пластина новая). + стружка благородная такая идет!
При этом можно работать на максимальной скорости(до этого если шпиндель крутится выше 450-500 оборотов - начинается полная лажа) с спец маслом(тем же льняным) можно и на 1000 оборотах резать(далее пока предел на этом станке.. мотор слабый, надо переделывать там многое).
Я переворачиваю резец вверх ногами!(обратные обороты либо с другой стороны детали резать - как удобнее). Стружка в этом случае почти не мешает! Резец уже не клюет и не клинит так часто. Но когда подтупился немного начал и в этом случае клинить на финишных проходах(когда осталось 0.1мм срезать на сторону и менее). Причем клин происходит как у патрона, так и на конце детали(резьба у меня и правая и левая! Отжатие детали непричем. Отжатие резца вполне может быть, правда на большом станке с патроном 200мм и резцами 25мм диаметром - тоже самое!(тоже видать отгибает резец...
).
Далее мне надоело это, и я опять капнул льняного масла - резьба пошла идеальная и блестящая как зеркало!(как будто пластина новая). + стружка еще более благородная стала!
А потом я начал использовать масло MOTUL 4T 5W-55(вроде такая там вязкость была... для мотоциклов в общем). Стало тоже самое как при резьбовых смазках! Идеально! И стоит копейки(у меня его завались...). Плюсы затеи с этим маслом:
Масло как масло! Не портит станок и его детали. Стоит дешево. В любом авто магазине навалом. Можно мешать с сож без опаски(не 100% инфа...) в худшем(не 100% инфа) случае будет вперемешку сож литься(не смешиваясь правда с ним).
Минусы работы с данным маслом:
Воняет ужасно! Невозможно находится в помещении с ним!(правда всякие GL4 масла воняют еще хуже! Даже без нагрева). Дым от него(при нарезке резьбы с ним - оно сильно дымит) вонючий как из под выхлопной трубы мотоцикла! Вытяжка обязательна!(в принципе в будущем это решается легко, как корпус станка доделаю).
п.с. я использовал именно мало для двигателя, так как при высоких температурах у него меньше отложений(нагара) ведь оно для работы в двигателях используется. Думаю стоит попробовать мало для 2T двигателей, оно мене вонючее(точнее оно не менее вонючее а просто вонь другая там... добавки более приятные) и еще больше должно подходить. Но вытяжка обязательна в любом случае.
п.с. льняное масло в данных случая пахнет жареной рыбой! Очень приятный запах! Я его очень люблю! Аппетит проявляет сильно.. но ну его нафиг в ЧПУ его использовать - только в ручном станке. А в ЧПУ можно поливать всякими мотулами-мобилами-кастролами вонючими - с вытяжкой.
Остается опять же проблема с использованием этих масле в автоматическом режиме! Точнее делать так чтобы трубка СОЖ и трубка с маслом както дружила. Может еще трубку с воздухом для продувки СОЖ перед маслом добавить... Да и как распылять это масло, хоть оно и дешевое, но все же в ручную у него расход небольшой. А вот в авто режиме боюсь поливать придется изрядно, чтобы по всей резьбе его разнести после каждого прохода(а это уже дороже... там проходов штук 20!). К тому же не ясно еще как оно будет дружить в баке с СОЖ(ведь его обязательно туда смоет). п.с. И20 у меня дофига попадает в поддон и после в бак с СОЖ, далее просто СОЖ вместе с маслом вылетает. Не считая грязного цвета - одни плюсы!(правда все детали и соответственно руки потом в масле....). Жидкость очень густая и маслянистая получается(хотя смешивания с СОЖ не происходит. Просто параллельно вылетает СОЖ вместе с маслом).
Жаль вчера видео не снимал, так бы в живую так сказать увидели бы все что я тут печатал. Но у меня комплексы... не хочу позорится недоделанным станком! Пока не сделаю полностью не хочу им сверкать