Линейные направляющие, что есть, что лучше?
-
- Почётный участник
- Сообщения: 358
- Зарегистрирован: 08 фев 2010, 01:03
- Репутация: 5
- Контактная информация:
Линейные направляющие, что есть, что лучше?
Обсудим преимущества и недостатки направляющих ласточкин хвост (ЛХ) vs рельсовые направляющие качения (РНК)? Альтернативы, кстати, какие есть?
Пневмоподвес, магнитный подвес...
Моя точка зрения (вроде бы очевидное): РНК в сравнении с ЛХ имеет меньшее сопротивление движению, РНК конструктивно сложнее ЛХ, т.е РНК сложнее в изготовлении...
Как с нагрузочной способностью? Эксплуатационными характеристиками?
Станки, которые я видел на выставке Металлообработка-2008 (с конструкцией которых удалось ознакомиться) были на РНК... Вообще, как считаете, есть еще перспектива у ЛХ?
Пневмоподвес, магнитный подвес...
Моя точка зрения (вроде бы очевидное): РНК в сравнении с ЛХ имеет меньшее сопротивление движению, РНК конструктивно сложнее ЛХ, т.е РНК сложнее в изготовлении...
Как с нагрузочной способностью? Эксплуатационными характеристиками?
Станки, которые я видел на выставке Металлообработка-2008 (с конструкцией которых удалось ознакомиться) были на РНК... Вообще, как считаете, есть еще перспектива у ЛХ?
-
- Опытный
- Сообщения: 158
- Зарегистрирован: 25 авг 2008, 00:46
- Репутация: 14
- Контактная информация:
Re: Линейные направляющие, что есть, что лучше?
Любое качение - это сильно ограниченная площадь контакта. Значит очень высокая степень деформации. Причем неравномерной - из-за распределения частоты обработки зон.
Это все равно что сравнивать ходьбу, по болотистой местности и движение волока. Ласточкины хвосты работают и будут работать.
Другой вопрос что встает целесообразность применения в станках с ЧПУ. Ведь винты и перемещения изнашиваются приблизительно одинаково, а использование ШВП с ласточкиным хвостом - чревато ускоренным износом последнего.
Я считаю что ласточкин хвост вечен...
Это все равно что сравнивать ходьбу, по болотистой местности и движение волока. Ласточкины хвосты работают и будут работать.
Другой вопрос что встает целесообразность применения в станках с ЧПУ. Ведь винты и перемещения изнашиваются приблизительно одинаково, а использование ШВП с ласточкиным хвостом - чревато ускоренным износом последнего.
Я считаю что ласточкин хвост вечен...
-
- Опытный
- Сообщения: 183
- Зарегистрирован: 25 авг 2008, 11:36
- Репутация: -47
- Контактная информация:
Re: Линейные направляющие, что есть, что лучше?
Поддерживаю. Для тяжелых станочных режимов - ласточкин хвост. Для приборов - ШВП.
А вообще, нужно объединять плюсы первого с плюсами второго. И с плюсами неортогональных механик.
Вот тогда и получится и сила и скорость и износостойкость.
А вообще, нужно объединять плюсы первого с плюсами второго. И с плюсами неортогональных механик.
Вот тогда и получится и сила и скорость и износостойкость.
-
- Почётный участник
- Сообщения: 358
- Зарегистрирован: 08 фев 2010, 01:03
- Репутация: 5
- Контактная информация:
Re: Линейные направляющие, что есть, что лучше?
А в цифрах нагрузочную способность ЛХ нигде не встречали?
-
- Почётный участник
- Сообщения: 358
- Зарегистрирован: 08 фев 2010, 01:03
- Репутация: 5
- Контактная информация:
Re: Линейные направляющие, что есть, что лучше?
взято отсюдаНПФ “ИнСтанкоСервис” писал(а): ...
1. Тип направляющих
Скольжения:Направляющие скольжения с валом и бронзовой либо пластиковой втулкой в основном используются в недорогих фрезерных станках с ЧПУ нижнего класса, для легких и сверхлегких работ. Призматические направляющие и направляющие типа “ласточкин хвост” используются в основном в металлообрабатывающем оборудовании, для тяжелых работ.
- вал и бронзовая втулка- низкая и средняя нагрузочная способность, необходимость в периодической регулировке, низкая стоимость
- вал и пластмассовая втулка - низкая нагрузочная способность, необходимость в периодической регулировке, дешевые изнашивающиеся детали, низкая стоимость
- “ласточкин хвост” - высокая жесткость, высокая ударная стойкость, хорошо выдерживают высокие нагрузки, необходимость в периодической регулировке.
- призматические - тоже, что и для “ласточкина хвоста”
др.
Качения:Основное отличие направляющих качения от направляющих скольжения в том, что в направляющих скольжения, контактирующие базовые поверхности направляющих скользят друг по другу, а в направляющих качения базовые поверхности не скользят друг по другу, а между ними перекатываются шарики либо ролики, что значительно снижает потери на трение, повышает точность и повышает ресурс направляющих, но при этом значительно повышаются требования к их изготовлению, и соответственно, значительно повышается их стоимость.
- Ролики, катящиеся по валу либо по планке - низкая жесткость и точность, низкая стоимость, необходимость в периодической регулировке. Используются в станках низкого класса.
- Штанговые (вал и линейный подшипник) - средняяжесткость и точность,средняя стоимость. Используются в станках среднего класса.
- Рельсовые (рельса и каретка) - высокая жесткость, точность, износостойкость, высокая нагрузочная способность, нет необходимости в регулировке, большой ресурс, высокая стоимость, высокие требования к монтажу.Используются в станках высокого класса.
Принцип действия аэро- и гидростатических направляющих похож на работу направляющих скольжения, но у них, в зону контакта под давлением подается рабочая среда (воздух либо масло), в результате чего базовые поверхности отодвигаются друг от друга (всплывают), вследствие чего, исключается их механический контакт и достигается очень низкое трение, а также отсутствие рывков при страгивании
- Аэростатические - Наименьшие потери на трение, низкая жесткость, средняя стоимость, необходимость в постоянной подаче сжатого воздуха. Направляющие данного типа в основном используются в легких и сверхлегких высокоскоростных станках (станки для сверловки печатных плат, лазерные станки). В классических легких фрезерных станках, из-за низкой жесткости практически не используются.
- Гидростатические - Высокая точность, высокая жесткость, весьма низкие потери на скольжение, высокая плавность перемещений, высокий ресурс, высокая сложность и высокая стоимость. Направляющие данного типа в основном используются в тяжелом высокоточном металлообрабатывающем оборудовании высшего класса. Из-за весьма высокой стоимости в легких станках не используется.
...
-
- Опытный
- Сообщения: 183
- Зарегистрирован: 25 авг 2008, 11:36
- Репутация: -47
- Контактная информация:
Re: Линейные направляющие, что есть, что лучше?
Нет, но как постом выше, можно исходить из площади контакта. Одно дело шарик - точка или отрезок, будь их даже сотня, другое - площадь. Я думаю, ласточкин хвост даже из СТ3 на порядки более вынослив на удар и давление, чем ШВП. А из чугуна будет сравним и на истирание. В общем, все равно нужно смотрет на область применения. Скажем, для какой-нибудь швейной машинки с частотой перемещения выше 10Гц и иголкой в качестве инструмента конечно ШВП будет незаменим. А вот для обработки стали, как впрочем и цветных металлов, ШВП и рельсы мне как-то даже жаль. Получится случайно где-нибудь удар и все, на паре будет вмятина, которая затем будет копироваться на все детали. Даже пары скольжения на втулках и круглых направляющих в этом отношении лучше смотрятся.
И еще мысль. Ласточкин хвост можно ведь изготавливать не из целого бруска, а из менее толстого листа с прикрученными к нему на шплинтах юрусочками из того же листа. Менее технологично, зато материал проще найти и экономичнее гораздо.
И еще мысль. Ласточкин хвост можно ведь изготавливать не из целого бруска, а из менее толстого листа с прикрученными к нему на шплинтах юрусочками из того же листа. Менее технологично, зато материал проще найти и экономичнее гораздо.
-
- Почётный участник
- Сообщения: 358
- Зарегистрирован: 08 фев 2010, 01:03
- Репутация: 5
- Контактная информация:
Re: Линейные направляющие, что есть, что лучше?
Сдается мне что все не так просто, вопрос возник из знания того, что РНК применяется на нормальных таких обрабатывающих центрах, предназначенных явно не для обработки пластилина )bs( . Причем увиденные мною в этих станках рельсы были не самые последние в ряду нагрузочной способности (всмысле не самые большие). И сдается мне что целесообразность применения РНК при учете всех факторов будет несравнимо выше ЛХ.VShaclein писал(а):...можно исходить из площади контакта. Одно дело шарик - точка или отрезок, будь их даже сотня, другое - площадь...
VShaclein писал(а): ... ласточкин хвост даже из СТ3 на порядки более вынослив на удар и давление....
...из чугуна будет сравним и на истирание...
...для обработки стали, как впрочем и цветных металлов, ШВП и рельсы мне как-то даже жаль. Получится случайно где-нибудь удар и все, на паре будет вмятина, которая затем будет копироваться на все детали. Даже пары скольжения на втулках и круглых направляющих в этом отношении лучше смотрятся.
Приведу контраргументы по характеристикам:
на удар РНК возможно не хуже, а лучше, т.к. форма поверхностей качения подобрана таким образом, чтобы обеспечивалась упругая деформация - собственно преднатяг формируется именно такими поверхностями - т.о. ЛХ воспримет динамическое воздействие поверхностями, которые изначально не предназначены для этого, а РНК упруго деформируется и вернется в исходное состояние (конечно всему есть пределы).
по истиранию при равных несущих способностях врядли трение скольжения (особенно сухого и полусухого) сравнимо с полусухим трением качения...
-
- Опытный
- Сообщения: 183
- Зарегистрирован: 25 авг 2008, 11:36
- Репутация: -47
- Контактная информация:
Re: Линейные направляющие, что есть, что лучше?
Возможноspike писал(а):РНК упруго деформируется и вернется в исходное состояние
Тогда вдувать гидравлику. Вообще, повторюсь, гидравлика больше всего нравится и больше всего подходит и к разным гексоподам.spike писал(а):по истиранию при равных несущих способностях врядли трение скольжения (особенно сухого и полусухого) сравнимо с полусухим трением качения
По рельсам. С ними вот такая фигня - посадочные места все равно требуется фрезеровать. И база должна быть такой же толщины, что и полная толщина у ластохвоста, потому как сами рельсы на изгиб особого сопротивления оказывать не будут. Так что с рельсами получается совершенно тот же набор материала и обработки, только с учетом самих рельсов гораздо дороже. Как плюс получим быстрое перемещение. А о долговечности того или другого думать рано - еще ни одного комплекта не убили.
-
- Опытный
- Сообщения: 158
- Зарегистрирован: 25 авг 2008, 00:46
- Репутация: 14
- Контактная информация:
Re: Линейные направляющие, что есть, что лучше?
Упругая деформация...
ну предположим произошел удар.
на ЛХ даже в самопальной конструкции площадь контакта поверхностей исчисляется минимум десятками кв.см., а в напр.качения даже в сложных дай бог чтобы квадратный см набрался... И разница в давлениях на единицу площади достигает разницы 2-3 порядка. Поэтому хоть и не убили мы ни того и ни того, но до сих пор станки с ЛХ встречаются выпуска 60х а вот качения - что-то не видать... Да и ЛХ к корозии практически нечувствителен...
Гидравлика конечно интересно применить... но слишком она сложна...
ну предположим произошел удар.
на ЛХ даже в самопальной конструкции площадь контакта поверхностей исчисляется минимум десятками кв.см., а в напр.качения даже в сложных дай бог чтобы квадратный см набрался... И разница в давлениях на единицу площади достигает разницы 2-3 порядка. Поэтому хоть и не убили мы ни того и ни того, но до сих пор станки с ЛХ встречаются выпуска 60х а вот качения - что-то не видать... Да и ЛХ к корозии практически нечувствителен...
Гидравлика конечно интересно применить... но слишком она сложна...
Re: Линейные направляющие, что есть, что лучше?
Высокая жёсткость ЛХ это наверное чуть ли не единственное его достоинство )bl( .Причём такую же самую жёсткость не проблема получить и на направляющих качения, у HIWIN есть роликовые рельсовые направляющие серии RG, они очень жёсткие, причём разных типоразмеров. Зато такой лёгкости хода с ЛХ не добиться никогда, разве что, действительно, масло под давлением загонять. Зато если этот ЛХ износится, а изнашивается он быстро, то его не заменишь на новый, как направляющие качения, потому что во всех станках этот ЛС выполнен как единое целое со станинами, суппортами и т.п. И отправляется эта станина в капремонт на шлифовку, и обходится это в бешеные деньги. А ещё могут криво выставить (обалдуев сейчас везде хватает) - про параллельность\перпендикулярность тогда можно забыть. В итоге в нашей совдепии ещё неизвестно, что дороже будет обходиться, поменять N раз направляющие качения, или 1 раз сдать ЛХ в капремонт. Учтите ещё, что каждый день простоя станка тоже стоит денег. Направляющие качения можно было бы за день поменять, а с ЛХ всё растягивается обычно на неделю-месяц.
Выше написанное это если на заводе. В условиях дома, семьи всё будет то же самое только в меньшем масштабе. Износится ваш ЛХ тупо от трения, причём хуже всего это не сам износ а его неравномерность, тоесть регулировать зазор уже бесполезно, где больше изношено будет болтаться, или наоборот где меньше там будет клинить.
В итоге если на станке проводится точная обработка с чистовыми и получистовыми режимами, то использование ЛХ это просто непродуманность и на сегодняшний день должно считаться пережитками прошлого. А вот если болванки обдирать, да детали с размерами из под штангеля делать, то тут уже всё равно, ставьте ЛХ и пусть себе изнашивается.
Вообщем я как закоренелый ЧПУшник голосую за качение.
Выше написанное это если на заводе. В условиях дома, семьи всё будет то же самое только в меньшем масштабе. Износится ваш ЛХ тупо от трения, причём хуже всего это не сам износ а его неравномерность, тоесть регулировать зазор уже бесполезно, где больше изношено будет болтаться, или наоборот где меньше там будет клинить.
В итоге если на станке проводится точная обработка с чистовыми и получистовыми режимами, то использование ЛХ это просто непродуманность и на сегодняшний день должно считаться пережитками прошлого. А вот если болванки обдирать, да детали с размерами из под штангеля делать, то тут уже всё равно, ставьте ЛХ и пусть себе изнашивается.
Вообщем я как закоренелый ЧПУшник голосую за качение.