Интересное из науки и техники
- Leonid Vs
- Мастер
- Сообщения: 1642
- Зарегистрирован: 28 сен 2014, 20:24
- Репутация: 469
- Настоящее имя: Леонид Владимирович Васильев
- Откуда: г. Москва
- Контактная информация:
Интересное из науки и техники
Очень много познавательного встречается рядом с нами. Мы проходим мимо необычных технических решений, хотя даже обычное современное автомобильное колесо было создано не сразу.
Предлагаю в эту тему вносить интересные, нстандартные решения из науки и техники, по примеру некоторых популярных статей из журнала "НАУКА и ЖИЗНЬ" (БИНТИ, Кунсткамера).
Когда учился в МАТИ, замечательный препод, Борис Иванович, полковник ВВС, на курсе "термодинамик" объяснял теорию работы ГТД (1992год±1).
Акцентировал внимание аудитории на необычном способе "форсажа" двигателей самолётов.
Просто добавлением воды. Но при этом высказал очевидную вещь: консерватизм конструкторов это не позволит сделать.
Прошло лет 20.
Увидел случайно в одной буржуинской передаче, интересный момент: в двигатель, прямо на лопатки КНД, снизу, подаётся струя жидкости.
При этом очевидно, что при высокой степени двухконтурности (не придирайтесь, двигатель может быть и трёхконтурным), часть жидкости вылетит в трубу второго (внешнего) контура.
Есть кто-то из специалистов, может быть кто-то обслуживал двигатели 747-го боинга?
Кто-то может поделиться реальными соображениями?
На стопкадрах видно время в роликах.
Стопкадр из одного ролика: https://youtu.be/J6yod-sOrT0
Из другого ролика:
https://youtu.be/veMmuTPiHKI
Ещё ролик: https://youtu.be/ZJ9uWsvR1l0
Что-то похожее на 2 струи.
Предлагаю в эту тему вносить интересные, нстандартные решения из науки и техники, по примеру некоторых популярных статей из журнала "НАУКА и ЖИЗНЬ" (БИНТИ, Кунсткамера).
Когда учился в МАТИ, замечательный препод, Борис Иванович, полковник ВВС, на курсе "термодинамик" объяснял теорию работы ГТД (1992год±1).
Акцентировал внимание аудитории на необычном способе "форсажа" двигателей самолётов.
Просто добавлением воды. Но при этом высказал очевидную вещь: консерватизм конструкторов это не позволит сделать.
Прошло лет 20.
Увидел случайно в одной буржуинской передаче, интересный момент: в двигатель, прямо на лопатки КНД, снизу, подаётся струя жидкости.
При этом очевидно, что при высокой степени двухконтурности (не придирайтесь, двигатель может быть и трёхконтурным), часть жидкости вылетит в трубу второго (внешнего) контура.
Есть кто-то из специалистов, может быть кто-то обслуживал двигатели 747-го боинга?
Кто-то может поделиться реальными соображениями?
На стопкадрах видно время в роликах.
Стопкадр из одного ролика: https://youtu.be/J6yod-sOrT0
Из другого ролика:
https://youtu.be/veMmuTPiHKI
Ещё ролик: https://youtu.be/ZJ9uWsvR1l0
Что-то похожее на 2 струи.
Последний раз редактировалось Leonid Vs 26 фев 2017, 00:00, всего редактировалось 2 раза.
- Serg
- Мастер
- Сообщения: 21923
- Зарегистрирован: 17 апр 2012, 14:58
- Репутация: 5181
- Заслуга: c781c134843e0c1a3de9
- Настоящее имя: Сергей
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
Возникает несколько вопосов, не имеющих логических объяснений:
1. Зачем включать форсаж на земле, если в подобных самолётах достаточно 10-20% тяги, чтобы "победить" сцепление шасси с полосой?
2. Неужели объём этой струйки воды больше, чем "заглатывает" двигатель атмосферной влаги в полёте на крейсерской скорости?
3. Что будет с этой тонкой струйкой на скорости 700 км/ч? Долетит-ли она до лопаток или "размажется" тонким слоем по поверхности?
Полагаю это просто способ прочистки камеры сгорания на малых оборотах на стоянке, ибо на малых оборотах ГТД потребляют довольно много топлива и образуется много нагара.
Кстати, на обоих роликах по манипулициям с РУД видно, что даже на взлётный режим (около 70% номинальной мощьности) они не переводятся...
1. Зачем включать форсаж на земле, если в подобных самолётах достаточно 10-20% тяги, чтобы "победить" сцепление шасси с полосой?
2. Неужели объём этой струйки воды больше, чем "заглатывает" двигатель атмосферной влаги в полёте на крейсерской скорости?
3. Что будет с этой тонкой струйкой на скорости 700 км/ч? Долетит-ли она до лопаток или "размажется" тонким слоем по поверхности?
Полагаю это просто способ прочистки камеры сгорания на малых оборотах на стоянке, ибо на малых оборотах ГТД потребляют довольно много топлива и образуется много нагара.
Кстати, на обоих роликах по манипулициям с РУД видно, что даже на взлётный режим (около 70% номинальной мощьности) они не переводятся...
Я не Христос, рыбу не раздаю, но могу научить, как сделать удочку...
-
- Мастер
- Сообщения: 972
- Зарегистрирован: 25 янв 2013, 17:11
- Репутация: 278
- Откуда: Украина, Харьков.
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
Я подумал, ну откуда они здесь?Leonid Vs писал(а):Есть кто-то из специалистов, может быть кто-то обслуживал двигатели 747-го боинга?
Я ошибся
- Leonid Vs
- Мастер
- Сообщения: 1642
- Зарегистрирован: 28 сен 2014, 20:24
- Репутация: 469
- Настоящее имя: Леонид Владимирович Васильев
- Откуда: г. Москва
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
Не согласен.UAVpilot писал(а):Зачем включать форсаж на земле, если в подобных самолётах достаточно 10-20% тяги, чтобы "победить" сцепление шасси с полосой?
https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_747
Если самолёт весит 350тн, допустим, тяга на взлёте 20тнх4=80тн
Коэффициент трения покоя резины по бетонке 15%-35%.
Итого, чтобы "скользить"-350х0,2=70тн. Сл-но: тяга 100% должна быть. И то не факт.
Сергей! Извините, не пояснил, вопрос был как сам-собой разумеющееся. Не влага нужна, а субстанция, которая понижает Т°C перед и на КВД, и следовательно перед К.С, за счёт потреблении энергии на испарение данной жидкости. Испарение небольшого количества воды приводит к существенному снижению температуры рабочего тела и можно ещё увеличить степень сжатия. ( Т.к. при высоких температурах классическая термодинамика в КВД не работает, снижать температуру необходимо.)UAVpilot писал(а): Неужели объём этой струйки воды больше, чем "заглатывает" двигатель атмосферной влаги в полёте на крейсерской скорости?
КПД поднимается при этом.
Всем же известно, что хорошим морозным утром самое то на истребителях пируэты выделывать, не в полдень
над пустыней сахара.
Нет.UAVpilot писал(а):Полагаю это просто способ прочистки камеры сгорания на малых оборотах на стоянке, ибо на малых оборотах ГТД потребляют довольно много топлива и образуется много нагара.
Не об этом вопрос, т.к. это не полная картинка из кабины.UAVpilot писал(а):Кстати, на обоих роликах по манипуляциям с РУД видно, что даже на взлётный режим (около 70% номинальной мощности) они не переводятся...
А что льют на взлётных режимах?
Последний раз редактировалось Leonid Vs 24 фев 2017, 14:31, всего редактировалось 2 раза.
- solo
- Мастер
- Сообщения: 1374
- Зарегистрирован: 20 окт 2011, 18:39
- Репутация: 272
- Настоящее имя: Юрий Соловьев
- Откуда: Украина Харьков
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
так впроди идея не нова , чета у меня в голове отложилась информация о том , что такой способ форсажа использовался на истребителях "харриерах " в режиме вертикального взлета- посадкиLeonid Vs писал(а):необычном способе "форсажа" двигателей самолётов.
Просто добавлением воды
-
- Мастер
- Сообщения: 1773
- Зарегистрирован: 01 фев 2016, 13:56
- Репутация: 339
- Откуда: москва
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
здесь он достаточно сильно ошибался)Leonid Vs писал(а):Но при этом высказал очевидную вещь: консерватизм конструкторов это не позволит сделать.
https://en.wikipedia.org/wiki/Water_inj ... n_aircraft
http://www.airliners.net/forum/viewtopic.php?t=738399
оно не для рулежки, естественно)UAVpilot писал(а):1. Зачем включать форсаж на земле, если в подобных самолётах достаточно 10-20% тяги, чтобы "победить" сцепление шасси с полосой?
такой "форсаж" - довольно кратковременный, чисто на взлет. Правда, сильно вряд ли эта струйка к нему относится, маловата будет) из гуглимого - "In the case of the JT9D it uses 600Kg per engine in 2.5 minutes", в ролике вроде как раз они. И выглядеть должно как-то такUAVpilot писал(а):2. Неужели объём этой струйки воды больше, чем "заглатывает" двигатель атмосферной влаги в полёте на крейсерской скорости?
3. Что будет с этой тонкой струйкой на скорости 700 км/ч? Долетит-ли она до лопаток или "размажется" тонким слоем по поверхности?
- Leonid Vs
- Мастер
- Сообщения: 1642
- Зарегистрирован: 28 сен 2014, 20:24
- Репутация: 469
- Настоящее имя: Леонид Владимирович Васильев
- Откуда: г. Москва
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
В 1993 году ни у меня, ни у препода не было понятия о существовании википедии. И даже современный лётчик, оператор машинного движения, на мой вопрос про воду не смог ответить. Он на эрбасиках служит.
Вики не открылась.
Вики не открылась.
-
- Мастер
- Сообщения: 1773
- Зарегистрирован: 01 фев 2016, 13:56
- Репутация: 339
- Откуда: москва
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
так-то предполагается, что сам препод и есть "википедия для учеников"Leonid Vs писал(а):В 1993 году ни у меня, ни у препода не было понятия о существовании википедии.
описывается там в частности применение сего метода в отнюдь не секретных и уже отнюдь не новых к тому времени серийных машинах.
https://en.wikipedia.org/wiki/Water_inj ... n_aircraftLeonid Vs писал(а):Вики не открылась.
- Serg
- Мастер
- Сообщения: 21923
- Зарегистрирован: 17 апр 2012, 14:58
- Репутация: 5181
- Заслуга: c781c134843e0c1a3de9
- Настоящее имя: Сергей
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
Там-же есть табличка с указанием тяги четырёх двигателей - в самом мощном варианте там очень далеко до 80тн..Leonid Vs писал(а):https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_747
Если самолёт весит 350тн, допустим, тяга на взлёте 20тнх4=80тн
Ну и не стоит забывать про прочность самой резины и конструкции шасси...Leonid Vs писал(а):Коэффициент трения покоя резины по бетонке 15%-35%.
Ещё раз: 747 (и аналогичные) не взлетают на форсаже! Для этого есть специальный взлётный режим двигателей (специальное положение РУД), это примерно 70% номинальной тяги. Тот-же 747 имеет сертификацию для взлёта и полёта на трёх двигателях из четырёх.arkhnchul писал(а):такой "форсаж" - довольно кратковременный, чисто на взлет.
Это не форсаж. При вертикальных взлёте и посадке нужны большие мощности при малых скоростях - соотв. большое потребление топлива, продукты сгорания которого не успевают полностью удаляться из камеры сгорания. Добавление водяного пара - простой способ удаления нагара, давно известный ещё во времена карбюраторных автомоторов, позволяет дольше работать двигателю в этом "неудобном" режиме.solo писал(а):что такой способ форсажа использовался на истребителях "харриерах " в режиме вертикального взлета- посадки
P.S. Несогласные могут попробовать современные авиасимуляторы - там сейчас всё максимально реалистично и детально, даже есть соотв. официальные сертификаты от ГА.
Я не Христос, рыбу не раздаю, но могу научить, как сделать удочку...
-
- Мастер
- Сообщения: 1773
- Зарегистрирован: 01 фев 2016, 13:56
- Репутация: 339
- Откуда: москва
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
я про метод вообще.UAVpilot писал(а):Ещё раз: 747 (и аналогичные) не взлетают на форсаже!
- solo
- Мастер
- Сообщения: 1374
- Зарегистрирован: 20 окт 2011, 18:39
- Репутация: 272
- Настоящее имя: Юрий Соловьев
- Откуда: Украина Харьков
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
а чисто информационно режим 100% тяги для чего то используется в пассажирском самолете или просто про запас "шоб було "UAVpilot писал(а):Ещё раз: 747 (и аналогичные) не взлетают на форсаже! Для этого есть специальный взлётный режим двигателей (специальное положение РУД), это примерно 70% номинальной тяги
- AndyBig
- Мастер
- Сообщения: 3971
- Зарегистрирован: 07 мар 2014, 04:01
- Репутация: 1121
- Откуда: юг России
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
Может использоваться при взлете на трех двигателях, например. Или в каких-то других чрезвычайных ситуациях, когда требуется максимальная мощность двигателей - например, взлет на второй заход после неудачной попытки посадить.solo писал(а):а чисто информационно режим 100% тяги для чего то используется в пассажирском самолете или просто про запас "шоб було "
-
- Мастер
- Сообщения: 1773
- Зарегистрирован: 01 фев 2016, 13:56
- Репутация: 339
- Откуда: москва
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
с короткой полосы/с большой нагрузкой/при высокой температуре/чего там еще можно придумать - взлет на взлетном режиме не так чтобы незыблемое правило, на номинале сие тоже вполне штатная процедура. Ну и в случае отказа одного из двигателей оставшийся будет отдуваться за двоих.
- solo
- Мастер
- Сообщения: 1374
- Зарегистрирован: 20 окт 2011, 18:39
- Репутация: 272
- Настоящее имя: Юрий Соловьев
- Откуда: Украина Харьков
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
arkhnchul писал(а):с короткой полосы/с большой нагрузкой/при высокой температуре/
arkhnchul писал(а): случае отказа одного из двигателей
не ну такие аргументы для использования мах мощности понятны , но вот если у тебя в самолете не работает один из четырех двигателей так как по мне че вообще взлетать то, нада сидеть на земле и ремонтироватьсяAndyBig писал(а):чрезвычайных ситуациях
-
- Мастер
- Сообщения: 1773
- Зарегистрирован: 01 фев 2016, 13:56
- Репутация: 339
- Откуда: москва
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
ну вот загрузились, начали разбег по полосе - и двигатель отказал. Деваться может быть некуда, оттормозиться до конца полосы начиная с некоторого момента уже не выйдет, взлетать надо. Это в общем-то регламентировано - пассажирный самолет должен иметь возможность со штатной нагрузкой произвести взлет при потере одного двигателя из двух, и емнип уже двух из четырех, иначе он сертификата не получит.solo писал(а):но вот если у тебя в самолете не работает один из четырех двигателей так как по мне че вообще взлетать то, нада сидеть на земле
в случае отказа двигателя уже в полете - то же самое.
- Leonid Vs
- Мастер
- Сообщения: 1642
- Зарегистрирован: 28 сен 2014, 20:24
- Репутация: 469
- Настоящее имя: Леонид Владимирович Васильев
- Откуда: г. Москва
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
Сергей! У меня красный диплом, специализация "авиационные двигатели, технология изготовления".UAVpilot писал(а):Это не форсаж. При вертикальных взлёте и посадке нужны большие мощности при малых скоростях - соотв. большое потребление топлива, продукты сгорания которого не успевают полностью удаляться из камеры сгорания.
Но я не могу понять о каком нагаре керосина Вы говорите, откуда ему (нагару) взяться в жаровых трубах/К.С.? Раньше стенки Ж.Т. эмалью покрывали.
И даже если нагар взялся, то где ему осаждаться? "В трубу" вылетать должен.
Может где-то запамятовал, но ни разу не встречал такого процесса "удаление продуктов сгорания паром" на взлётных режимах. Может хитрые буржуины это делают для одновременной профилактики?
Ещё раз: для превращения воды в пар требуется огромное кол-во тепла. В результате воздух доходит до К.С. с более низкой температурой и более эффективно работает двигатель, в т.ч. КВД.
Кто-то реально это встречал, на российских самолётах есть такое, на истребительной авиации?
- Serg
- Мастер
- Сообщения: 21923
- Зарегистрирован: 17 апр 2012, 14:58
- Репутация: 5181
- Заслуга: c781c134843e0c1a3de9
- Настоящее имя: Сергей
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
В основном это запас для форсмажора. Ну и при некоторых манёврах может задействоваться. Например при посадке при сильном боковом ветре двигателям одной стороны пилот может давать полную тягу. У наших ещё полную тягу иногда используют в начале реверса при посадке.solo писал(а):а чисто информационно режим 100% тяги для чего то используется в пассажирском самолете или просто про запас "шоб було "
Кстати у большинства боингов и аирбасов на форсаж специальная блокировка есть, чтоб случайно не включить, ибо это нештатный режим.
В смысле?.. На взлёте после прохода точки принятия решения "гаснет" мотор - отменишь взлёт? Но точка принятия решения пройдена и у тебя только 2 варианта - таки попытаться взлететь или затормозить об ближайшую рощицу..solo писал(а):но вот если у тебя в самолете не работает один из четырех двигателей так как по мне че вообще взлетать то, нада сидеть на земле
Там вон чуть выше фотку запостили - характерный выхлоп можно увидеть. Можете сами эксперимент провести - налейте куда-нибудь авиационого керосина и подожгите, если будет гореть без чёрного дыма, то я не прав...Leonid Vs писал(а):Но я не могу понять о каком нагаре керосина Вы говорите, откуда ему (нагару) взяться в жаровых трубах/К.С.?
Ну и пр температуры и т.п.: почитайте про дедовский способ очистки цилиндров ДВС с помощью тонкой струйки воды в карбюратор...
Я не Христос, рыбу не раздаю, но могу научить, как сделать удочку...
-
- Мастер
- Сообщения: 1773
- Зарегистрирован: 01 фев 2016, 13:56
- Репутация: 339
- Откуда: москва
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
эксперимент некорректный будет, надо нормально смесь подготовить и поддерживать ее составUAVpilot писал(а):Можете сами эксперимент провести - налейте куда-нибудь авиационого керосина и подожгите, если будет гореть без чёрного дыма
- Leonid Vs
- Мастер
- Сообщения: 1642
- Зарегистрирован: 28 сен 2014, 20:24
- Репутация: 469
- Настоящее имя: Леонид Владимирович Васильев
- Откуда: г. Москва
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
Обычно забор аэродрома.UAVpilot писал(а):В смысле?.. На взлёте после прохода точки принятия решения "гаснет" мотор - отменишь взлёт? Но точка принятия решения пройдена и у тебя только 2 варианта - таки попытаться взлететь или затормозить об ближайшую рощицу..
Сергей! Копоть на взлёте даёт несгоревшее в форсажной камере топливо. И то, когда автоматика его переливает, т.к. там достаточно высокая температура, и сгорать оно должно, по задумке, полностью. Но! КПД двигателя очень резко падает из-за этого. Т.е. когда вариантов нет, то форсаж.UAVpilot писал(а):Но я не могу понять о каком нагаре керосина Вы говорите, откуда ему (нагару) взяться в жаровых трубах/К.С.?
Там вон чуть выше фотку запостили - характерный выхлоп можно увидеть. Можете сами эксперимент провести - налейте куда-нибудь авиационого керосина и подожгите, если будет гореть без чёрного дыма, то я не прав...
Сергей! Вы когда-нибудь в небе, не на взлёте, а на крейсерском полёте видели чёрный след?
Даже на форсаже это редкость.
А снимок 50-летней давности (50-летнего самолёта) не самый лучший аргумент для сравнения конструкции КС и ведра с керосином.
Сверхзвуковой российский бомбардировщик Белый лебедь (Ту-160) И другие снимки: Или https://www.google.ru/search?newwindow= ... 8i2YcpOHIt&*
- Serg
- Мастер
- Сообщения: 21923
- Зарегистрирован: 17 апр 2012, 14:58
- Репутация: 5181
- Заслуга: c781c134843e0c1a3de9
- Настоящее имя: Сергей
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Интересное из науки и техники
Состав керосина?..arkhnchul писал(а):эксперимент некорректный будет, надо нормально смесь подготовить и поддерживать ее состав
Практически любое углеводородное топливо при недостатке кислорода даёт копоть (не сгорает полностью). Резко дай газ на авто и посмотри что будет...
Неудачный пример, для Ту-160 форсаж на сверхзвуке - штатный режим.Leonid Vs писал(а):Сверхзвуковой российский бомбардировщик Белый лебедь (Ту-160)
По остальным снимкам:
Ан-178, судя по положению механизации садится. Ну и повторюсь - современные самолёты не взлетают на форсаже.
Я не Христос, рыбу не раздаю, но могу научить, как сделать удочку...